Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Добрусин А.В. 1
1 Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»
В статье исследуются теоретические аспекты региональной экономической политики и освещаются ее современные задачи; рассматриваются различные модели, используемые для реализации региональной экономической политики: политика выравнивания уровней развития регионов, представляющая собой государственную стратегию, направленную на снижение региональных диспропорций в экономическом, социальном и инфраструктурном развитии и поляризованное (целенаправленное) развитие регионов, которое относится к политике, направленной на концентрацию ресурсов и инвестиций в конкретных регионах с целью ускорения их экономического роста и развития; описывается современный российский двухуровневый подход к экономической политике с упором как на поляризованные, так и на региональные стратегии, при этом поляризованная политика направлена на общий экономический рост, а региональная политика служит инструментом развития; рассматриваются федеральный и субфедеральный уровень региональной экономической политики России, при этом федеральная региональная политика направлена на решение территориальных проблем, влияющих на национальную экономику и межрегиональные отношения, а субфедеральная региональная политика направлена на улучшение пространственного расположения региона путем сосредоточения внимания на различных аспектах, таких как улучшение транспортных средств, обеспечение наличия предметов первой необходимости и решение проблем, с которыми сталкиваются малые города; подчеркивается, что для обеспечения успеха применения региональной экономической политики крайне важно создать хорошо организованный механизм внутри региона, дается определение механизма реализации, под которым понимается внутренняя структура социально-экономической системы, которая приводит всю систему в движение, координируя силы воздействия и взаимодействия; перечисляются этапы реализации региональной экономической политики: оценка экономической ситуации в регионе, в т.ч. анализ экономических данных, определение ключевых секторов и консультации с местными предприятиями, политиками и общественными лидерами; постановка целей и задач; разработка плана действий, в котором будут указаны конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей и задач; мобилизация ресурсов для реализации плана действий; реализация плана действий посредством координации и сотрудничества между заинтересованными сторонами и эффективной коммуникации; мониторинг и оценка; коммуникация и обратная связь; описываются методы решения вопросов территориального развития: участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах, разработка и реализация целевых программ по улучшению инфраструктуры слаборазвитых регионов, заключение федеральных контрактов на поставку продукции, поддержка наукоемких и высокотехнологичных производств, оказание поддержки малому и среднему бизнесу в регионах, введение налоговых и других льгот для привлечения инвесторов; разъясняются основные компоненты системного подхода к обеспечению эффективного механизма реализации региональной экономической политики.
региональная экономическая политика
поляризованная политика
механизм региональной экономической политики
методы государственного воздействия
1. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Угрюмова, Е.В. Ерохина, М.В. Савельева. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. – 477 с.
2. Инновационное развитие российских регионов в условиях санкций / Г.А. Хмелева, В.К. Семенычев, Е.Н. Королева и др. Самара: АНО «Издательство Самарского Научного Центра», 2017. – 304 с.
3. Алиев М.А., Акавова Г.К. Экономическое развитие субъектов Федерации и региональная политика // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 1. С. 82–87.
4. Горькая Ж.В., Горький А.С. Некторые аспекты применения проактивной стратегии обучения в вузе // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященная 75-летию университета, Самара, 14 апреля 2017 года. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2017. С. 466-472.
5. Горький А.С., Подборнова Е.С., Тюкавкин Н.М. Теоретические вопросы исследования диверсификации промышленных предприятий // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья: сборник материалов международной научно-практической конференции, Самара, 27 февраля 2017 года. Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2017. С. 51-56.
6. Джамалудинова М.Ю. Особенности управления экономикой на региональном уровне // Индустриальная экономика. 2021. № 3. Т. 1. С. 12–16.
7. Ефремова Е.А. Региональная экономическая политика: проблематика понятийно-терминологической базы // Молодой ученый. 2022. № 7 (402). С. 237-238.
8. Королева Е.Н., Хмелева Г.А., Агаева Л.К. Концептуальная модель формирования «умной специализации» региона // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11(100). С. 494-498.
9. Курносова Е.А. Отличительные особенности инновационной деятельности в сфере услуг // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 1(28). С. 396-398.
10. Курносова Е.А. Оценка эффективности функционирования аэрокосмиче-ских кластеров // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 9-2(131). С. 97-105.
11. Миронова Е.А., Чебыкина М.В., Шаталова Т.Н. Инновационные подходы к развитию совокупного ресурсного потенциала региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 3. С. 67-78.
12. Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: структурный подход и инструменты // Экономика региона. 2015. № 2. С. 9–23.

Введение

Региональная экономическая политика является важнейшим компонентом общей региональной политики, служащей основой усилий правительства по регулированию и содействию экономическому развитию на различных территориях внутри страны.

Региональная политика в России включает в себя ряд целей и стратегий, направленных на содействие политическому, социальному и экономическому прогрессу в различных регионах, которые реализуются с помощью различных механизмов и инструментов.

Некоторые эксперты рассматривают региональную политику как систему, предназначенную для оптимизации использования государственных ресурсов при одновременном решении неэкономических задач, связанных с социальным развитием, военно-политическими вопросами, окружающей средой и географической стратегией [3,7].

Регион, рассматриваемый как экономический субъект, имеет потенциал для получения дохода за счет своей экономической деятельности и пользуется определенной автономией в управлении полученными доходами. Однако для реализации своего экономического потенциала региону необходимы подходящие каналы взаимодействия как с государством, так и с другими регионами, которые позволили бы ей осуществлять региональную политику, повышая при этом роль самоуправления в этом процессе.

Исходя из вышеизложенного в статье намечена цель исследовать системные элементы обеспечения механизма реализации региональной экономической политики

Материал и методы исследования

Региональная политика часто рассматривается как часть экономической политики страны, направленная на организацию и оптимизацию национальной территории [1,6,8]. В развитых странах государство избирательно вмешивается в процессы регионального развития, когда социально-экономические диспропорции в разных регионах становятся чрезмерными, что объясняется негативными последствиями рыночных механизмов.

Цели и задачи региональной политики государства определяют объекты региональной избирательной политики (рис. 1).

В современных государствах существуют две модели региональной политики, каждая из которых имеет свои уникальные цели и задачи и (рис. 2).

Политика выравнивания уровней развития регионов – государственная стратегия, направленная на снижение региональных диспропорций в экономическом, социальном и инфраструктурном развитии, а так же на устранение социальной напряженности, возникающей из-за снижения уровня жизни в некоторых районах.

Выравнивающая региональная политика предполагает финансирование потребностей регионов-реципиентов перераспределение государственных ресурсов и инвестиций между регионами в целях обеспечения сбалансированного регионального роста и развития. Конечной целью этой политики является обеспечение равных возможностей развития регионов, повышение уровня жизни и полноценного участия региона в национальной экономике.

missing image file

Рис. 1. Цели и задачи региональной экономической политики

Поляризованное (целенаправленное) развитие регионов относится к политике, направленной на концентрацию ресурсов и инвестиций в конкретных регионах с целью ускорения их экономического роста и развития.

Данный методический подход включает выявление приоритетов определенных отраслей или секторов, которые имеют потенциал для роста, а затем инвестирование в инфраструктуру, образование и другие системы поддержки для привлечения предприятий и создания рабочих мест в этих областях. В дальнейшем исследовании нами будут обоснованы ряд методов и стратегий для реализации региональной экономической политики.

Хотя такой подход может привести к быстрому экономическому развитию в определенных областях, он также может усугубить региональное неравенство и оставить позади другие регионы. Поэтому важно сбалансировать эту политику с мерами, которые поддерживают развитие менее благополучных регионов и обеспечивают устойчивый и инклюзивный рост.

У России двухуровневый подход к экономической политике с упором как на поляризованные, так и на региональные стратегии. В то время как поляризованная политика направлена на общий экономический рост, региональная политика служит инструментом развития. Ключ к успеху лежит в инвестиционных проектах, поскольку они дают толчок к росту. Задача здесь заключается в обеспечении того, чтобы инвестиции были эффективными и действенными. Чтобы облегчить это, региональным властям было предоставлено больше полномочий для принятия решений, что дает им большую гибкость в реализации собственной экономической политики [4,5].

missing image file

Рис. 2. Модели региональной политики [2]

Важно отметить, что региональная экономическая политика России действует на федеральном и на субфедеральном уровне.

Федеральная региональная политика направлена на решение территориальных проблем, влияющих на национальную экономику и межрегиональные отношения. Центр также может привлекаться к решению вопросов федерального значения в малых регионах, входящих в состав Федерации. Примеры таких проблем могут включать чрезвычайные ситуации, разработку стратегического сырья и преобразование промышленных центров [9].

С другой стороны, субфедеральная региональная политика направлена на улучшение пространственного расположения региона путем сосредоточения внимания на различных аспектах, таких как улучшение транспортных средств, обеспечение наличия предметов первой необходимости, таких как продукты питания и энергия, для всех сообществ и решение проблем, с которыми сталкиваются малые города.

Региональная экономическая политика является продуктом сотрудничества всех уровней власти с целью продвижения интересов всего населения. Данная политика представляет собой совокупность экономических стратегий, направленных на обеспечение равномерного территориального расширения с учетом конкретных социально-экономических условий административно-территориальных единиц, составляющих страну.

Поэтому региональная политика служит средством экономических механизмов, обеспечивающих стабильность и выравнивающий уровень развития всех регионов, и имеет целью достижение баланса, уменьшающего неравенство в развитии всех регионов.

Для обеспечения успеха применения региональной экономической политики крайне важно создать хорошо организованный механизм внутри региона [10].

Результаты исследования и их обсуждение

Под механизмом понимается внутренняя структура социально-экономической системы, которая приводит всю систему в движение, координируя силы воздействия и взаимодействия.

Для успешной реализации этой политики механизм должен представлять собой сложную многоуровневую систему, состоящую из нескольких компонентов и отношений, таких как вертикальные, горизонтальные, прямые, обратные, непосредственные, косвенные, непосредственные, отдаленные, промежуточные или конечные. Подсистемы в рамках механизма не должны противоречить друг другу во избежание неблагоприятного воздействия на региональное воспроизводство и другие процессы. Важно найти баланс между экономическим ростом и благосостоянием общества.

Таким образом, реализация региональной экономической политики требует четко спланированного механизма, включающего несколько этапов. В качестве основных шагов реализации региональной экономической политики можно выделить следующие [11,12].

1. Оценка экономической ситуации в регионе, в т.ч. анализ экономических данных, определение ключевых секторов и консультации с местными предприятиями, политиками и общественными лидерами. Тщательная оценка экономической ситуации в регионе необходима для определения текущего состояния экономики и проблем, с которыми она сталкивается.

2. Постановка целей и задач: Цели и задачи должны быть установлены на основе оценки экономической ситуации в регионе, они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени (SMART).

3. Разработка плана действий, в котором будут указаны конкретные шаги, которые будут предприняты для достижения поставленных целей и задач. План должен быть реалистичным, четким и включать роли и обязанности заинтересованных сторон.

4. Мобилизация ресурсов (финансовые, человеческие и технические) для реализации плана действий.

5. Реализация плана действий посредством координации и сотрудничества между заинтересованными сторонами и эффективной коммуникации.

6. Мониторинг и оценка. Регулярный мониторинг и оценка процесса реализации и прогресса необходимы для определения эффективности политики и внесения необходимых корректировок.

7. Коммуникация и обратная связь. Этап предполагает создание эффективного механизма коммуникации и обратной связи, чтобы информировать заинтересованные стороны о ходе реализации политики и решать любые возникающие проблемы.

Эффективная реализация региональной экономической политики во многом зависит от государственно-регулирующей составляющей и отвечает за поддержание и улучшение социально-экономических условий региона.

Инструменты и методы управления, используемые государством, должны быть разнообразными, гибкими, способными к формированию и реализации управляющих воздействий, а так же должны участвовать во всех фазах воспроизводственного процесса.

При этом, не все компоненты региона можно контролировать напрямую. Одни развиваются путем самоорганизации, на которую не может повлиять государство. В таких случаях крайне важно понять движение этих компонентов и разработать систему, стимулирующую их движение в определенных направлениях.

Система должна быть разработана таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать региональное развитие необходимыми ресурсами и возможностями [13,14].

Российское правительство использует ряд методов и стратегий для реализации своей региональной экономической политики:

- выделение средств государственного бюджета для перераспределения средств между регионами;

- реализация федеральных программ, направленных на развитие отдельных отраслей и регионов;

- участие в отдельных инвестиционных проектах на конкурсной и договорной основе;

- правительство размещает заказы на продукцию, соответствующую национальным требованиям.

Выводы

Для решения вопросов территориального развития необходимо совершенствование механизмов, способствующих реализации региональной экономической политики с учетом регионального аспекта. Для этой цели можно использовать различные инструменты, в том числе:

- участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах, используя конкурсную и договорную системы;

- разработка и реализация целевых программ по улучшению инфраструктуры слаборазвитых регионов, такой как транспорт, связь и энергетика;

- заключение федеральных контрактов на поставку продукции, отвечающей национальным потребностям;

- поддержка наукоемких и высокотехнологичных производств;

- оказание поддержки малому и среднему бизнесу в регионах;

- поощрение развития местного туризма и индустрии культуры посредством продвижения уникальных особенностей и достопримечательностей каждого региона;

- содействие сотрудничества между местными органами власти, предприятиями и организациями гражданского общества для выявления и удовлетворения конкретных потребностей и возможностей каждого региона;

- введение налоговых и других льгот для привлечения инвесторов в менее развитые регионы.

- создание свободных экономических зон и технополисов в регионах, обладающих высоким уровнем научного и человеческого потенциала, а также развитой инфраструктурой;

- предоставление возможностей для обучения и профессиональной подготовки местных жителей для развития навыков и знаний, необходимых для востребованных отраслей в их регионе.

- поощрение сохранения и устойчивого использования природных ресурсов в каждом регионе, продвигая при этом экологически безопасные отрасли и методы.

Использование данных подходов позволит улучшить экономическую ситуацию и добиться большего регионального развития.


Библиографическая ссылка

Добрусин А.В. СИСТЕМНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 141-146;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2911 (дата обращения: 17.05.2024).