Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЕДИНЫХ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глазкова В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет»
Процесс совершенствования функционирования и модернизации отечественной системы теплоснабжения, одним из активных участников которого являются единые теплоснабжающие организации, отвечающие за стратегическое развитие системы теплоснабжения на закреплённой территории, определяет необходимость внедрения инноваций в рассматриваемые организации и систему теплоснабжения в целом. Управление инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций необходимо рассматривать с позиций системного подхода, предполагающего взаимосвязь между элементами системы и её основными участниками, которая в результате настоящего исследование представлена в виде организационно-экономического механизма, включающего целевую, функционирующую и обеспечивающую подсистемы. Результатом исследования является детализация каждой из подсистем организационно-экономического механизма управления, в рамках которой определена цель инновационного развития единых теплоснабжающих организаций, предложена совокупность методов управления рассматриваемым процессом, а также сформированы направления интеграции элементов управления инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций в общую систему их стратегического управления.
теплоснабжение
единые теплоснабжающие организации
инновации
управление инновационным развитием
организационно-экономический механизм
1. Verstina N., Evseev E., Tsuverkalova O. Strategic planning of construction and reconstruction of the facilities of the heat supply systems with the use of scenario approach // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 263. Issue 2. Р. 05028. DOI: 10.1051/e3sconf/202126305028.
2. Глазкова В.В. Теоретические аспекты инновационного развития единых теплоснабжающих организаций в условиях перехода на новый энергетический уклад // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. № 8. Р. 1073-1084. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1073-1084.
3. Бородин А.И. Состав и структура организационно-экономического механизма стратегического развития предприятия // Известия Томского политехнического университета. 2003. Т. 306, № 4. С. 124–126.
4. Верещагина Л.С. Развитие организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием: монография. Саратов, 2010. 192 с.
5. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник ВолГУ. 2012. № 2. С. 12-16.
6. Холодкова К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. С. 213-221.
7. Удальцова Н.Л. Организационно-экономический механизм функционирования отрасли национальной экономики // Экономические науки. 2012. № 91. С. 94-98.
8. Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпоративные образования. Новосибирск: СГУПС, 2006. 347 с.
9. Шафиева Э.Т. Организационно-экономический механизм управления региональным агропромышленным комплексом: автореф. … канд. экон. наук. Нальчик, 2001. 21 с.
10. Пестов В.Ю. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования промышленного предприятия. Воронеж, 2004.
11. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Изд-во МГУ, 1994. 368 с.
12. Рябченко А.В. Организационно-экономический механизм социально-экономической системы // Экономика и управление. 2014. № 3(101). С. 18-24.
13. Семибратов Д.А. Управление инновационным развитием предприятия на основе интегрированной технологии // Управление экономическими системами. 2012. № 4(40). С. 37.

Введение

В силу высокой изношенности основных производственных фондов отечественной системы теплоснабжения актуальным становится вопрос её модернизации и инновационного развития [1], которые, в первую очередь, реализуются таким субъектом теплоснабжения как единая теплоснабжающая организация (далее ЕТО). Рассматривая процесс управления инновационным развитием ЕТО с позиций системного подхода, необходимо отметить, что частью системы являются связи, которые лежат в основе кооперирования участников инновационного развития ЕТО, основных стейкхолдеров и партнеров, определяя их взаимные обязательства [2]. При усложнении связей внутри системы с целью достижения эффективных взаимоотношений основных участников и держателей интересов процесса инновационного развития ЕТО необходимо формирование механизма их взаимодействия, который включает методы, рычаги и инструменты управления взаимоотношениями в контексте исследуемого процесса.

Применительно к процессам управления и возникающим внутри него взаимосвязям широкое распространение в экономической литературе получила категория «организационно-экономический механизм», точки приложения которого не ограничиваются масштабами организации (например, в исследованиях А.И. Бородина [3], Л.С. Верещагиной [4], И.С. Авериной [5], К.С. Холодковой [6] и др.), но и рассматриваются применительно к функционированию отрасли в целом (Н.Л. Удальцова [7], В.О. Федорович [8], Э.И. Шафиева [9] и др.). С позиций системного подхода, требующего выделение подсистем организационного и экономического характера, трактовали данное понятие В.Ю. Пестов [10], Ю.М. Осипов [11], А.В. Рябченко [12] и др.

Анализируя определения организационно-экономического механизма различных авторов, следует заметить, что элементы каждого из них применимы к управлению процессами инновационного развития ЕТО. Интерес вызывает определение И.С. Авериной, представляющей организационно-экономический механизм как «систему субъективно-объективных взаимосвязей, обеспечивающих преобразование хозяйственной деятельности через изменение правил и условий «игры» посредством совершенствования форм, методов и инструментов достижения целей» [5]. Вместе с тем, реализация инновационного развития ЕТО требует поддержки и согласования с основными стейкхолдерами данного процесса, и в таком контексте определение В.О. Федоровича дополняет выше представленную трактовку организационно-экономического механизма необходимостью учета и управления «типовыми группами» системы [8].

Таким образом, рассмотрение процессов управления инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций с позиций системного подхода, обуславливает необходимость представить их в виде организационно-экономического механизма и подсистем, его составляющих, что выступает целью настоящего исследования.

Материалы и методы исследования

Результаты анализа широкого спектра мнений авторов по рассматриваемому понятию, позволяют выделить авторскую позицию на вопрос определения организационно-экономического механизма управления инновационным развитием ЕТО, под которым в рамках настоящего исследования рассматривается разноуровневая иерархическая система основных взаимосвязанных между собой элементов управления инновационным развитием ЕТО и организации процессов принятия решений (принципы, методы, инструменты, приемы и правила хозяйствования), направленная на наиболее эффективное хозяйствование и развитие ЕТО, а также принимающая во внимание интересы групп стейкхолдеров, через цели которых формируется модель поведения каждого из них. Необходимость учета интересов стейкхолдеров в организационно-экономическом механизме управления инновационным развитием ЕТО обусловлена нацеленностью на получения каждым из них предполагаемого результата и достижения эффективности своей деятельности.

Построение организационно-экономического механизма инновационного развития ЕТО представляет собой процесс моделирования определенных условий, «правил игры», согласно которым осуществляется управляющее воздействие на объект исследования в разрезе предмета исследования. Результатом функционирования организационно-экономического механизма управления инновационным развитием ЕТО является достижение каждым участником (стейкхолдером) данного процесса заявленных целей (рисунок).

Представленный на рисунке организационно-экономический механизм управления инновационным развитием ЕТО, предполагает учет влияния на исследуемый процесс факторов внешней среды, для каждого направления влияния которой выделены в соответствии со стейкхолдерским подходом основные держатели интересов.

В виду того, что ЕТО, согласно законодательству, действует и несет ответственность за функционирование схемы теплоснабжения на закрепленной территории, а теплоснабжающие организации заключают с ЕТО договора на поставку теплоэнергии, то результатом внедрения инноваций в деятельность ЕТО становится, помимо их непосредственного инновационного развития, и долгосрочное развитие систем теплоснабжения, основанное на инновационной составляющей. Кроме того, ЕТО распределяет тепловую нагрузку потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, и в случае инновационного развития ЕТО, влияющего на модернизацию и техническое перевооружение источников тепловой энергии, эти процессы становятся более эффективными, а качество теплоснабжения, которое относится к сфере ответственности ЕТО, повышается.

В соответствии со спецификой системного подхода, который предлагается применять к инновационному развитию единых теплоснабжающих организаций (принцип системности), система управления организацией должна состоять из внешнего окружения (за пределами «черного ящика» и внутренней структуры (внутри «черного ящика»). В этой связи на рисунке структура системы управления инновационным развитием единой теплоснабжающей организации представлена тремя подсистемами: целевой, функционирующей и обеспечивающей.

Результаты исследования и их обсуждение

Целевая подсистема в общем виде направлена на выполнение таких основных целей организации, как повышение ее конкурентоспособности (или конкурентоспособности ее продукции), повышение эффективности ее функционирования, а также комплексное развитие организации. Конечными целями и задачами развития единых теплоснабжающих организаций должно стать обеспечение качественного и надежного теплоснабжения на закреплённой территории наиболее экономичным и экологичным образом, а инновационное развитие является мощным инструментом, способствующем достижению этих целей.

В этой связи для целевой системы управления инновационным развитием ЕТО обязательным условием должно стать создание стратегии инновационного развития организации, которая, во-первых, должна учитывать принципы и интегрировать как цели эколого-экономического управления организацией, так и цели общего развития ЕТО. Стратегия инновационного развития должна быть частью общей стратегии развития ЕТО, направленной на повышение качества и надежности теплоснабжения. На основе такого подхода целевая подсистема предполагает создание стратегических установок организации, в частности, стратегических целей и миссии ЕТО, включающих в себя указание на её инновационное развитие и позиционируя себя в этом процессе как субъект, осуществляющий заботу об окружающей среде и не допускающий/ или минимизирующий негативное воздействие на нее в ходе своего функционирования и развития.

Вместе с тем, целевая подсистема подразумевает формирование корпоративной культуры ЕТО в системе особенностей инновационной корпоративной культуры, являющейся элементом корпоративной культуры организации, и отражающей восприимчивость сотрудников организации к изменениям, новшествам, внедрению инноваций, которая выражается через их готовность и способность поддерживать и реализовывать нововведения в ЕТО. Кроме того, процесс целеполагания очевидным образом должен выстраиваться на основе условий и возможностей использования внутренней среды и инновационного потенциала самих единых теплоснабжающих организаций, их готовности к внедрению инноваций, а также учитывать технологическую политику организации.

Функционирующая подсистема предполагает выстраивание процессов управления инновационным развитием ЕТО на основе выполнения конкретных операций по решению определенных управленческих задач, то есть функций. В этой системе важным является выделение методов, представленных в таблице.

В представленной на рисунке обеспечивающей системе управления инновационным развитием ЕТО выделены не только компоненты управления персоналом и корпоративной культурой в части нравственного и идеологического обеспечения рассматриваемого процесса, но и организационная структура ЕТО, а также ресурсное обеспечение. В общем виде под ресурсами здесь следует рассматривать совокупность материальных, финансовых, кадровых, информационных и интеллектуальных средств, которыми располагает единая теплоснабжающая организация для осуществления инноваций в своей деятельности.

missing image file

Организационно-экономический механизм управления инновационным развитием ЕТО (составлен автором)

Методы управления инновационным развитием ЕТО

Группа методов

Применяемые методы

Административная

1. Аналитические методы (метод сценариев, сетевое планирование).

2. Методы генерирования идей (мозговая атака, морфологический анализ, кейсовый метод).

Экономическая

1. Аналитические методы (системный анализ, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ, факторный анализ, стратегический анализ).

2. Методы оценки (оценка продукта, оценки научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка затрат, оценка порога прибыльности, оценка риска и шансов, оценка эффективности инноваций).

3. Методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические, имитационные модели).

4. Методы принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив).

Социально-

психологическая

1. Методы выявления мнений (интервью, анкетирование, опрос, экспертиза).

2. Методы аргументации (презентации, ведение переговоров).

3. Методы побуждения (вовлечение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвала).

Идеологическая

Примечание: составлено автором.

Представленный в исследовании организационно-экономический механизм основывается не столько на функциональном подходе, сколько на управленческом, и предполагает интеграцию представленных действий по управлению инновационным развитием ЕТО в общую систему управления ЕТО. Управление инновационным развитием является частью общего стратегического управления ЕТО, поэтому инновационное развитие нельзя просто отождествлять с производственно-хозяйственным уровнем принятия решений в организации, а следует отнести его к стратегическим управленческим решениям, так как ЕТО при таком подходе рассматривается как система функционирования на основе высокого качества осуществления всех операций и видов деятельности [13], то есть производства и подачи тепловой энергии, удовлетворяющей свойству надежности и энергетической безопасности на закрепленной за ЕТО территории.

Заключение

Таким образом, инновации рассматриваются как необходимый элемент модернизации и развития теплоснабжения и единых теплоснабжающих организаций, обладающих стратегическим ресурсом для внедрения инноваций в систему теплоснабжения на закрепленной за ними территориями. На формирование новой системы управления организациями, осуществляющими инновационное развитие, значительное влияние оказывают процессы, связанные с внедрением инновационных технологий в их деятельность, которые требуют от организации проведения сложной подготовительной и организационной работы, изменения мышления и корпоративной культуры, приобретения новых навыков и знаний персоналом организации. В связи с чем в рамках настоящего исследования представлялось необходимым рассмотреть особенности реализации данных процессов применительно к объекту настоящего исследования – единым теплоснабжающим организациям и выразить это в форме организационно-экономического механизма управления инновационным развитием рассматриваемых организаций.


Библиографическая ссылка

Глазкова В.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЕДИНЫХ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 116-121;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2907 (дата обращения: 17.05.2024).