Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Туганова Э.А. 1 Мызрова К.А. 2 Захарова Ю.Н. 3 Качагина О.В. 4
1 Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
2 АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»
3 Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко
4 ФГБОУ «Ульяновский государственный университет»
Цифровую трансформацию экономики невозможно представить без развития IT рынка и применения в бизнес-процессах и информационно-коммуникационной техники и технологий. Развитие цифровой экономики предполагает, что чем выше уровень информационной безопасности компании или организации, тем больше у неё возможностей применения прогрессивных информационно-коммуникационных технологий в экономических процессах. Именно этот нематериальный актив, который невозможно купить за деньги, представляет собой неизмеримо высокую цену, состоящую из таких существенных активов, как имидж, деловая репутация организации/компании, финансовая устойчивость, если речь идёт о компании. Эффективность работы по информационной безопасности определяется её действенностью на местах, в каждом субъекте Российской Федерации. В статье авторами приводится перечень нормативных актов, регулирующих информационную безопасность, а также аналогичные документы регионального уровня. Нестабильная ситуация, сложившаяся в период специальной военной операции, вынуждает искать новые пути для повышения информационной безопасности в целях минимизации рисков в будущем. Авторы описывают действенные инструменты информационной безопасности на примере республики Татарстан. Авторами рассматривается опыт Республики Татарстан как одного из лидеров цифровой трансформации, так по рейтингу «Сколково» находящегося в пятёрке лучших регионов по цифровой трансформации государственного управления. Развитие центров обработки данных (ЦОД) в регионе поможет смягчить последствия кризиса и открыть новые возможности. Таким образом, региональные ЦОДы являются одним из действенных инструментов информационной безопасности.
информационная безопасность
цифровая экономика
цифровизация
it рынок
технологии
данные
информация
организация
компания
фирма
экономический процесс
социально-экономическое развитие
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302 (дата обращения: 03.02.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 20.04.2023).
4. «Цифровая экономика РФ». Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f% 2fyandex.ru%2f] (дата обращения: 20.04.2023).
5. Баранов А.М. Информационная экономика как основа экономической системы: теоретико-методологический аспект: дис… докт. экон. наук. Москва, 2010. 200 с.
6. Бекбергенева Д.Е. Управление цифровизацией социально-экономического развития региона: автореф. дис. … докт. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2022. 55 с.
7. Днепровская Н.В. Формирование инновационной среды цифровой экономики: дис… докт. экон. наук. Москва, 2020. 352 с.
8. Мироедов А.А. Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения: автореф. дис. … докт. экон. наук. Иваново, 2007. 39 с.
9. Нагорный Д.А. Цифровая трансформация мировой экономики: тенденции и перспективы: автореф. дис. … докт. экон. наук. Москва, 2021. 29 с.
10. Пролубников А.В. Трансформация государственной экономической политики в условиях модернизации и цифровой национальной экономики: автореф. дис. … докт. экон. наук. Санкт-Петербург, 2022. 42 с.
11. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47688 (дата обращения: 06.03.2023).
12. Указ Президента РФ от 01.05.2022. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/links/kremlin/ (дата обращения: 27.02.2023).
13. Федеральный закон № 187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru. (дата обращения: 27.03.2023).
14. Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48823 (дата обращения: 28.03.2023).
15. Иванова Т.Ю., Мызрова К.А. Развитие инструментов менеджмента на основе формирования образовательных сетей в условиях экономики знаний: монография. Ульяновск: УлГУ, 2016. 226 с.
16. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 01.04.2023).
17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Дата подписания: 05.12.2016 Опубликован: 06.12.2016. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 05. 12.2016 г. № 646. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 29.03.2023).
18. Андрей Крупин. Итоги 2022 года: интернет-индустрия 04.01.2023. Программное обеспечение [Электронный ресурс]. URL: https://3dnews.ru/1079351/itogi-2022-goda-internet (дата обращения: 03.05.2023).
19. Актуальные киберугрозы / Positive technologies [Электронный ресурс]. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2022-q2/ (дата обращения: 15.04. 2023).
20. Указ Президента РФ от 01.05.2022. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/links/kremlin/ (дата обращения: 27.02.2023).
21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Дата подписания: 05.12.2016 Опубликован: 06.12.2016. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 05. 12.2016 г. № 646. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460 (дата обращения: 29.03.2023).
22. Федеральный закон № 187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://wwwconsultant. ru. (дата обращения: 27.03.2023).
23. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47688 (дата обращения: 06.03.2023).
24. Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48823 (дата обращения: 28.03.2023).
25. Президент подписал закон о регулировании работы классифайдов. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/879186 (дата обращения: 20.04.2023).
26. В 2022 году выручка ИТ-отрасли Татарстана выросла почти на 30%. 25.01.2023. Реальное время [Электронный ресурс]. URL: https://realnoevremya.ru/news/271677-v-2022-godu-vyruchka-it-otrasli-tatarstana-vyrosla-pochti-na-30\ (дата обращения: 01.02. 2023).
27. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.10. 2021. № 980 «Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Цифровой Татарстан» (с изменениями на 30 декабря 2022 года) (в ред. Постановлений КМ РТ от 22.07.2022 N 711, от 30.12.2022 N 1500) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/577916303 (дата обращения: 10.03.2023).
28. Максим Кокунин. ИИ в «Народном контроле», радиологический дата-центр: задачи цифровизации Татарстана в 2023 году. Реальное время [Электронный ресурс]. URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/275041-kabmin-utverdil-zadachi-cifrovizacii-tatarstana-v-2023-godu (дата обращения: 10.03.2023).
29. Из доклада министра министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан «Об итогах года цифровизации в Республике Татарстан в 2022 году и задачах по цифровизации на 2023 год». Ежегодная коллегия 26.01.2023. Официальный Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://digital.tatarstan.ru/buklet.htm (дата обращения: 27.02.2023).
30. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302 (дата обращения: 03.02.2023).
31. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 28.03.2023).
32. Из доклада министра министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан «Об итогах года цифровизации в Республике Татарстан в 2022 году и задачах по цифровизации на 2023 год». Ежегодная коллегия 26.01.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.tatarstan.ru/buklet.htm (дата обращения: 27.02.2023).
33. Постановление Кабинета Министров РТ «Об итогах Года цифровизации в Республике Татарстан и задачах по цифровизации на 2023 год». Официальный портал правовой информации Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post?npa_id=1167541 (дата обращения: 29.03.2023).
34. Кибербезопасность 2022-2023. Тренды и прогнозы. 13.01.2023. Positive Technologies, 2002–2023 / Positive technologies [Электронный ресурс]. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/ogo-kakaya-ib (дата обращения: 30.03.2023).

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний мир, страну, регионы уже невозможно представить без цифровой трансформации экономики, без развития IT рынка и применения в бизнес-процессах и информационно-коммуникационной техники и технологий. В такую картину дня органично вписывается требование оперативных мер по обеспечению информационной безопасности (ИБ) сведений и данных, касающихся государственных структур и бизнес структур, экономики в целом.

Научным обществом ещё не сформировано однозначное определение понятия «цифровая экономика», «информационная безопасность», «цифровая трансформация экономики» не смотря на высокую актуальность и практическую значимость. Причина этому – сверхбыстрое развитие цифровой практики, информация быстро устаревает.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» [1]: «цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [4].

Вопросами, касающимися информационной безопасности, занимаются многие исследователи. Вопросы влияния цифровизации на экономику России рассматривается в работах отечественных учёных, например, А.М. Баранова [5], Д.Е. Бекбергеневой [6], Н.В. Днепровской [7], А.А. Мироедова [8], Д.А. Нагорного [9], А.В. Пролубникова [10] и др.

Большинство понятий, связанных с информационной безопасностью определяются Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [11], Указ Президента РФ от 01.05.2022. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» [12], а также Федеральным законом № 187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ» [13] и Федеральным законом от 29.12.2022 г. № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [14].

Несмотря на то, что данная тема является дискуссионной в научных публикациях российских исследователей, а также в средствах массовой информации, остаются вопросы, которые недостаточно изучены и проанализированы в данной сфере. Поэтому будет целесообразным осветить более подробно современное состояние информационной безопасности в стране и на примере Республики Татарстан.

Несмотря на то, что данная тема является дискуссионной в научных публикациях российских исследователей, а также в средствах массовой информации, остаются вопросы, которые недостаточно изучены и проанализированы в данной сфере. Поэтому будет целесообразным осветить более подробно современное состояние информационной безопасности в стране и на примере Республики Татарстан.

Нестабильная ситуация, сложившаяся в период специальной военной операции, вынуждает искать новые пути для повышения информационной безопасности в целях минимизации рисков в будущем. Авторы описывают действенные инструменты информационной безопасности на примере республики Татарстан.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования послужили Указы Президента РФ, федеральные законы Российской Федерации, а также аналогичные акты регионального уровня, труды российских экономистов по исследуемой теме. Авторами применён анализ документов, обобщения, а также использовались сравнительный анализ, системный и ситуационный подходы. Инструментарий авторов включает способы научного познания (индукция, дедукция, обобщения).

Цель исследования заключаются в описании некоторых особенностей развития цифровой экономики, информационной безопасности компаний в современный период. Задачи: выявить современные инструменты информационной безопасности в республике Татарстан.

Теоретическая значимость работы заключается в описании некоторых трендов в области цифровой экономики и информационной безопасности. Практическая значимость исследования определяется в выявлении проблем по информационной безопасности организаций на уровне региона, описанием опыта Республики Татарстан для развития действенных инструментов в информационной безопасности.

Результаты исследования и их обсуждение

Главным ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество организаций, становится информация и осуществляемая на её основе инновационная деятельность. В сложившихся условиях у организаций всё более возрастает необходимость реагировать на изменения. Параметры, характеризующие возможности комплексов технических средств информационных систем, в последние годы возросли и продолжают расти. Проектирование сложных технических комплексов и систем управления различными объектами всё более переходит в виртуальную среду, где проектные решения базируются на математических моделях, а не принимаются на основе натуральных испытаний [15, с.13-14].

Инновации представляют собой базовый вектор развития новой экономики, являются основой деятельности высокотехнологичных и наукоёмких отраслей, а также высшего профессионального образования, уровень которого, наряду с инновационной составляющей является показателем конкурентоспособности на мировом рынке [15, с.17].

Цифровизация как этап развития информационного общества [16] не означает автоматическое развитие цифровой экономики, а создаёт новые возможности для хозяйствующих субъектов.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [17]: «информационная безопасность РФ – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства».

Злободневность решения данной задачи в Российской Федерации подтверждает анализ кибератак на интернет-индустрию в 2022 году. Со ссылкой на «Лабораторию Касперского» здесь приводится цифра, превышающая 1,5 млрд. записей [18]. При этом средний ущерб для организаций вырос с 2,6 млн.руб. ещё в третьем квартале 2022 года до 5 млн.руб. в четвертом.

Львиная доля интернет-покушений в стране приходится не на коммерческие тайны (18 %), завладев которыми можно обогатиться. Процент атак на учётные данные составил 17 %, всякого рода другая информация – 12 %. Под прицелом была медицинская информация – 7%, данные платёжных карт и переписка – по 5 % в обоих случаях. Очевидно внимание киберпреступников к персональным данным – 36 %. [19].

Такого рода информнападения опровергают привычное представление о том, что киберпреступники охотятся за финансовой наживой. Под ударом оказалась деловая репутация организации или компании/фирмы. Именно этот нематериальный актив, который невозможно купить за деньги, представляет собой неизмеримо высокую цену, состоящую из таких существенных активов, как имидж, деловая репутация организации/компании, финансовая устойчивость, если речь идет о компании. Соответственно, утечка данных из таких структур влечёт за собой недоверие населения, потребителей, отток последних и/или потеря клиентов.

Таким образом, жертвами интернет-нападений являются госструктуры, учреждения медицины, бизнес-структуры. Следовательно, возрастание количества кибервзломов – это и экономическая, и гражданская информационная безопасность.

С учётом остроты вопроса, в Российской Федерации внесены существенные изменения в законодательные основы по информационной безопасности. Так, Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» [20] направлен на активизацию деятельности в сфере информбезопасности как государственных структур, так и бизнеса.

Обеспечение информационной безопасности – осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления [21].

Указ Президента РФ ответственность за обеспечение ИБ возложил на госорганы исполнительной власти государства и регионов, фонды и корпорации с государственным участием, имеющие стратегическое значение акционерные общества, предприятия и корпорации – системообразующие субъекты в экономике страны, юридические лица критической информационной инфраструктуры (КИИ – информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры) [22].

К КИИ на основе закона относятся государственные органы, государственные учреждения, российские и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса в области атомной энергетики, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей [22].

Вышеназванный Указ Президента РФ, по своей сути – это стратегия, нацеленная на минимизирование, то есть – максимальное использование в интересах страны широких возможностей с целью заметного сокращения ущерба от кибернападок, а по большому счёту – эффективного отражения информационных атак. Реализация заявленной повестки возможна лишь при объединении компетенций ярких представителей рынка, интересантов органов государственной власти и ключевых акторов индустрий. Наряду с названным документом, увидели свет множество нормативных актов, законопроектов, призванных обуздать волну информатак.

В этой связи Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [23] адресован объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ). Таковым указывается на необходимость перехода преимущественно отечественную радиоэлектронную продукцию и телекоммуникационное оборудование. Наконец, с 01 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [24]. Согласно принятым поправкам, иностранными мессенджерами запрещено пользоваться в финансово-хозяйственной деятельности госкомпаниям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, публично-правовым компаниям, хозяйственным обществам, доля государства которых превышает 50 %, кредитным организациям, ряду не кредитных финансовых организаций. Под свой бдительный контроль Роскомнадзор берёт деятельность крупных классифайдов. Нарушение ими законодательных требований подпадает вплоть до уголовной ответственности [25].

Эффективность работы по информационной безопасности определяется её действенностью на местах, в каждом субъекте РФ. Рассмотрим это на примере Татарстана в условиях цифровой экономики.

В 2022 году, а он в республике был объявлен Годом цифровизации, выручка IT отрасли увеличилась почти на 30 %, и в сравнении с 2021 г. рост составил от 116 до 150 млрд руб. В условиях ограничения ввоза и возрастающей потребности в отрасли выросли продажи отечественного оборудования и программного обеспечения внутри страны. По Татарстану – это 150 млрд. руб. валовой выручки [26]. Бюджет реализации Государственной программы цифровой трансформации РТ [27] в 2022 и 2023 годах предусматривает по 4,6 млрд руб., в 2024 и 2025 годах – по 3,8 млрд руб. Общий объём финансирования программы рассчитан на сумму 16,8 млрд руб. С учётом современных экономических вызовов, эти цифры были скорректированы: по первоначальному варианту на 2022 год планировалось выделить более 1 млрд руб., в 2023 году – 974,8 млн руб., а в 2024 г. – 675,8 млн руб. [28]

В Татарстане, как в субъекте Российской Федерации, проводится единая политика по защите данных, снижению уровня уязвимости систем, внедрению новых методов и технологий работы [29] В рамках Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации определилось деловое взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам.

В республике реализуется региональный проект «Информационная безопасность», начало которому было положено Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [30] в части решения задач по направлению «Информационная безопасность», затем доработан в соответствии с изменениями и дополнениями в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [31]. В числе мер по информационной безопасности внедрены сертификационные средства защиты информационных систем, аттестованы государственные системы управления.

В 2022 г. созданным Центром предотвращения киберугроз Республики Татарстан выявлено и отражено 380 тыс. DDoS атак (DDoS атака (от англ. Distrbuted Denial of Service – распределенная атака, которая создаёт нагрузку на сервере и приводит к отказу системы) (в десять раз больше по сравнению с 2021 г.) [32]. При этом мощность DDoS атак в 2022 году соcтавила 3,5 Гбит/c. Центр обеспечивает полную информационную защиту Центра обработки данных (ЦОД) правительства республики. Заблокировано более 15 тыс. атакующих IP адресов; отфильтровано нелегитимных запросов к информационным системам – 12 млрд; просканировано на наличие уязвимости – 2400 серверов [33].

На день подготовки данной научной статьи в Республике Татарстан действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан с задачами по цифровизации на 2023 год [33]. В числе целевых показателей по цифровизации на текущий 2023 г. и плановый период до 2026 г. сказано о необходимости Министерству цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан разработать перечень мер по обеспечению информационной безопасности для объектов критической информационной инфраструктуры. При этом, такого рода мероприятия должны быть рассчитаны на широкий спектр отраслей экономики республики.

В частности, 27 марта 2023 г. в Татарстане создан межвузовский центр противодействия киберугрозам (MSSP SOC), функционирующий на базе Консорциума опорных вузов: Казанского Национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева, Казанского федерального университета, Казанского государственного энергетического университета и Университета Иннополис. Научно-технический, интеллектуальный потенциал названных учебных заведений не позволяет сомневаться в том, что в надёжных руках решение главной задачи – повышение уровня информационной безопасности российских вузов федерального и регионального значения.

Заключение

Таким образом, развитие цифровой экономики предполагает, что чем выше уровень информационной безопасности компании или организации, тем больше у неё возможностей применения прогрессивных информационно-коммуникационных технологий в экономических процессах. Зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью.

В связи с этим, заметим, что жёсткость наказания нормативных актов рассчитана скорее не на устрашение бизнеса, а на придание ему импульса для принятия им конкретных решений в деле усиления защиты своих же IT-активов от информационных атак. Тем более, по мнению IT-экспертов, внимание государства к ИБ значительно возрастает. Например, под действие майского Указа Президента РФ подпадает более широкий круг организаций, чем по предыдущим, например, 187 – ФЗ о КИИ, а в обеспечение ИБ теперь вовлекаются первые лица компаний. Один из главных трендов – активный переход российских компаний на отечественные операционные системы. В этой связи прогнозируется рост числа кросс-платформенных хакерских инструментов. Результаты исследований аналитиков показывают возрастание количества атак без применения злоумышленниками новых методов и увеличение числа успешных взломов в 2023 г. по причинам: роста числа уязвимостей и их неустранение, нехватка кадров более чем у 90 % компаний, уход иностранных вендоров ИБ [34].

Следует ожидать атаки, появившихся в 2022 г. ранее неизвестных АРТ-группировок, которые стремились нанести репутационный ущерб государственным структурам и бизнесу. Эксперты подчёркивают важность смены парадигмы обеспечения ИБ в пользу обеспечения цифровой устойчивости организации, предприятия. ИБ необходимо обеспечивать точечно, сфокусировавшись на самых ценных активах компании, негативное воздействие на которые может привести к наступлению недопустимых для бизнеса событий [34], а под ними следует понимать остановку бизнес-процессов.


Библиографическая ссылка

Туганова Э.А., Мызрова К.А., Захарова Ю.Н., Качагина О.В. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-2. – С. 319-326;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2845 (дата обращения: 16.05.2024).