Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Кениспаев Ж.К. 1 Серова Н.С. 2 Давлатмуродов Ш.Ш. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Алтайский филиал
В современной науке существуют различные дисциплины, изучающие категорию права. Одной из таких дисциплин, объединяющей в себе как философские, так и юридические способы изучения права является философия права. Философия права как самостоятельная наука возникла на стыке философии и юриспруденции и обладает значительным эвристическим потенциалом изучения феномена права. В научных кругах ведутся дискуссии относительно того, к какой отрасли знания следует отнести философию права. Наиболее аргументированными выглядят следующие точки зрения. Условно их можно разделить на юридическую, философскую и культурологическую аргументацию. Юридическая аргументация основана на формальном подходе. Она рассматривает категорию права в качестве юридического понятия, а философские рассуждения о праве как определенное «расширение» предметного поля самой юриспруденции. Философская аргументация обращает внимание на историческое единство наук о человеке. Все существующие в настоящее время науки возникли в результате постепенного обособления от своей «прародительницы» – философии. Известно, что многие философы значительное место в своих концепциях уделяли учению о законах, праве и государстве. Тем более что предметное поле философии практически не ограничено. Культурологическая аргументация связана с понятием правовой культуры, которое, безусловно, является одним из основных в философии права. С этой точки зрения, правовая культура человека является сферой интереса культурологии, которая, используя свою методологию, исследует сущность права, как части общечеловеческой культуры. К тому же, понятие правовой культуры уже давно существует как в научной, так и художественной и публицистической литературе.
общество
философия
наука
право
теория
методология
1. Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб.: Наука, 1999. – 471 с.
3. Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков: Основа, 1994. – 560 с.

Введение

Под правом в самом широком смысле этого слова понимают совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Понятие права объединяет вокруг себя различные отрасли современного научного знания. Особое место право занимает в структуре философского знания. Но в рамках философии право являлось частью общего учения об обществе и государстве. Так, например, обстоит дело с философией Платона и Аристотеля, которые оказали большое влияние на всю последующую историю человечества. Философия изучает самые общие основания жизни человека через призму классических вопросов о человеке, мире, природе. Наиболее значимыми разделами философии, в которых, как правило, представлены проблемы права и государства, являются социальная философия, философская антропология, аксиология, философия политики. В отличие от юриспруденции философия имеет возможность ставить вопросы о гуманистических основаниях права, его обоснованности сточки зрения общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, именно эта особенность философии позволяет рассматривать феномен права с особой точки зрения, которая может быть недоступна для юриспруденции. Философ всегда формулирует проблему, и в ходе ее обсуждения возникает новый, часто нетривиальный взгляд на общеизвестные факты и события.

Но философский способ размышления над проблемой права означает и высокий уровень теоретического размышления, в ходе которого многие частности теряют свою значимость и заменяются абстрактными категориями. Поэтому философские тексты не всегда понятны обычному человеку, не имеющему опыта теоретического мышления. В этом отношении философия права, конечно, в большей степени теоретическая наука, которая позволяет юристам-практикам дополнять свои знания новыми способами понимания прав человека. В этом можно видеть преимущество философского способа рассмотрения права.

С другой стороны, научная теория хотя и фиксирует самые значимые закономерности жизни, но все же она весьма формально объясняет сложный и многомерный мир человека. Очевидно, что даже самая известная и всеми признанная теория социального мира не адекватна с точки зрения индивидуальных особенностей определенной социальной системы. Поэтому стремление некоторых великих умов человечества «втиснуть» общество в тесные рамки конкретной научной теории всегда заканчивается неудачно, часто трагично. В этом и заключается обратная сторона медали философского типа рассуждения. Философия всегда вместо конкретных людей и их интересов оперирует абстрактными понятиями, за которыми не «замечает» реальной жизни.

Таким образом, преимущества философского способа исследования права всегда находятся «рука об руку» с его недостатками, неточностями, излишней идеализацией реального социального мира. Поэтому практический взгляд юриста на реальность является определяющим в отношении правоприменения. Тем более что сама философия всегда утверждала примат практического разума над теоретическим.

Целью данного исследования является анализ эвристического потенциала философии права как науки, изучающей проблемы, относящиеся в большей степени к предметной области юриспруденции. На основе изучения различных точек зрения на роль и место философии права в структуре современного научного знания будут выявлены гносеологические и методологические основания философии права. Кроме того, авторы статьи утверждают тезис о том, что философия права является одним из разделов современной философии, и решает задачу обоснования методологических оснований юридической науки. Для достижения цели исследования была выбрана соответствующая методология исследования. Многие философы утверждали важность правовых отношений в обществе, которые регулируют отношения между индивидами. Основой правовых отношений является взаимное уважение граждан государства. «Личность, – пишет Г. Гегель, – содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц» [1, с. 98].

Методы исследования

В качестве основных методов данного исследования выступают исторический, диалектический и гипотетико-дедуктивный методы. Исторический метод позволил проанализировать генезис и развитие темы права в философии, ее становление в качестве предмета научного исследования. Данный метод стал основой для изучения основных этапов формирования учения о государстве и праве в рамках социальной философии.

Диалектический способ рассмотрения предмета философии права был необходим для сравнительного анализа трех основных подходов к пониманию сущности философии права. Условно мы их назвали философским, юридическим и культурологическим. Дискуссия связана, как было отмечено выше, с вопросом принадлежности философии права к соответствующему научному направлению. Диалектика позволяет рассматривать предмет исследования с различных точек зрения, не обходя стороной противоречия, возникающие при таком методологическом подходе. Диалектичной по своей природе является и сама сущность человека, в котором борются естественные наклонности, предрассудки и культурные нормы поведения в обществе. «Человек, – пишет И. Кант, – своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность и чтобы, как бы ни была сильна его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он называет счастьем, стать, ведя длительную борьбу с препятствиями, навязанными ему грубостью его природы, достойным человечества» [2, с. 434-435].

Гипотетико-дедуктивный метод позволил из исходного допущения о принадлежности философии права к сфере философского знания дедуктивным путем выводить следствия. Использование этого метода связано с необходимостью поиска отправной точки исследования, которая стала бы началом формирования собственного мнения относительно дискуссионного вопроса. Между тем, следует заметить, что в процессе обоснования тезиса о философии права как разделе философии авторы статьи соблюдали основные нормы научного доказательства: обоснованность, непротиворечивость, последовательность, аргументированность.

Благодаря выбранной методологии, были получены следующие результаты исследования.

Результаты исследования

Философия права при анализе сущности понятия права выходит на мировоззренческий уровень, выражая, таким образом, стремление человека ответить на вопрос об онтологических основаниях права. Под последними мы понимаем степень соответствия существующей правовой системы общества уровню его развития и ожиданиям человека. Как ни странно, но, то, что запрещено в юриспруденции, разрешено в рамках философии. То есть, если в своей практике юрист не имеет возможности рассуждать о том, насколько, например, данный закон соответствует идее справедливости, гуманности, равенства людей, духу времени и так далее, то философ подобные вопросы ставит постоянно. Он свободен в отношении теоретизирования по поводу правовой системы государства. Иначе говоря, в рамках философии права предметная область науки о праве выглядит гораздо шире, чем в юриспруденции. Именно поэтому нам представляется, что эвристические возможности философии права в качестве раздела современной философии гораздо шире любой частной науки о праве. В качестве основных аргументов в пользу нашего тезиса выступают следующие положения.

Во-первых, философия ставит и по-своему решает главный вопрос относительно права – в чем его сущность? В этом отношении на первый план выходит функция экспликации понятия, но не с точки зрения законодательства, а с логической и общечеловеческой точки зрения. Ставится задача по разъяснению широкой публике для чего и почему были приняты именно эти законы и насколько они соответствуют существующей реальности.

Во-вторых, философия, а вместе с ней и рефлексия над проблемами права возникла задолго до юридической науки. Уже в самых ранних текстах философов можно обнаружить опыт размышлений о человеке, обществе, государстве, преступлении, наказании. В историческом плане философия права или, как минимум, ее элементы возникли гораздо раньше юридической науки как целостной системы знаний о праве.

В-третьих, любая частная наука при стремлении к обобщению, формулировке фундаментальных законов всегда выходит на философский уровень теоретизации. В этом отношении философию права можно представить как своеобразный «выход» юридической науки на более высокий мировоззренческий уровень. В этом плане философия и юриспруденция решают одну и ту же задачу осмысления права, но на разных теоретических уровнях. В частности, в рамках философии были сформулированы довольно сильные аргументы, раскрывающие диктаторскую сущность государства. Например, немецкий философ М. Штирнер утверждал, что «пока государство утверждает себя, оно представляет собственную волю каждого отдельного лица, своего постоянно враждующего противника, как нечто неразумное, зловредное и т.д., и единичная воля поддается внушению и считает себя зловредной – да она действительно такова уже потому, что позволяет себе это внушать, она еще не осознала своего собственного достоинства и поэтому еще несовершенна и ее можно опутать словами. Их претензии к институту государства заключались в том, что оно с момента своего возникновения служит орудием отчуждения индивида от собственной сущности» [3, с. 183].

По нашему мнению, дискуссия о месте и роли философии права в структуре современного научного знания не может закончиться утверждением одной господствующей точки зрения. Такая тенденция к догматизму и идеологическому монополизму в принципе не является научной. Более того, именно дискуссия является самым главным содержанием подобных противоречий, когда в ходе спора выявляется истина. Следовательно, само наличие дискуссии имеет положительный смысл, так как открывает новые возможности для осмысления категории права. Поэтому нами был избран диалектический метод для анализа обсуждаемой проблемы, так как он позволяет более или менее корректно рассматривать противоположные мировоззренческие позиции и научные традиции.

Выводы или заключение

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что философия права в структуре современного научного знания представляет собой важный раздел философии, анализирующий мировоззренческие основания правовой системы общества. Особую значимость философия права приобрела в отечественной интеллектуальной культуре прошлого века, когда смена политической системы государства стала причиной поиска новых жизненных ориентиров общества. В первую очередь искали основания для построения новой правовой системы, которая бы отвечала новым социальным, юридическим, политическим и иным условиям. В таком отношении философия права выступает своеобразной путеводной нитью, которая ведет общество к новым горизонтам. Именно в этом мы видим основную функцию философии права. При этом специально отметим, что философская рефлексия над правом невозможна без участия профессиональных юристов, которые, конечно же, лучше философов разбираются в тонкостях правовой системы государства.


Библиографическая ссылка

Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Давлатмуродов Ш.Ш. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-2. – С. 190-193;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=282 (дата обращения: 28.03.2024).