Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СФЕРА РЕКРЕАЦИОННЫХ И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Валуйсков Н.В. 1 Бондаренко Л.В. 1 Родионов А.С. 2 Соловьев В.Б. 3
1 Донской государственный технический университет, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
2 Финансовый университет при Правительстве РФ
3 Пензенский государственный университет
В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкивается непроизводственная сфера экономики России и, в частности, сектор рекреации и туризма. Масштабность, вариативность, мощный ресурсный потенциал данной отрасли делают её одним из ключевых и перспективных элементов экономической стратегии развития регионов РФ. Туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического прогресса заинтересованных территорий, поскольку способствует развитию смежных с ним отраслей экономики – строительства, транспорта, связи, торговли, логистики, сельского хозяйства. Тем не менее, несмотря на свои очевидные преимущества, сектор рекреации сталкивается с рядом препятствий на законодательном, управленческом, техническом уровнях следствием чего становится сдерживание развития внешнего и внутреннего туризма России. Приоритетным направлением в вопросе повышения конкурентоспособности и увеличения доли российского туризма в структуре глобального рынка рекреационных услуг должно стать тотальное обновление производственной и рекреационной инфраструктуры. Для своего дальнейшего совершенствования сфера туризма и рекреации нуждается в инициативной поддержке со стороны государства. Это позволило бы более продуктивно использовать материальные, информационные, природные и людские ресурсы для решения глобальных социально-экономических дилемм страны.
туристические услуги
рекреационная сфера
туризм
развитие экономики
1. Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах РФ. М.: Министерство культуры Российской Федерации, Ростуризм, 2019. 270 с.
2. Овчаренко Н.П., Руденко Л.Л., Барашок И.В. Организация гостиничного дела. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 208 с.
3. Зайцев Ю.К., Исмагилова О.Д. Россия на международном рынке туристических услуг // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 1. С. 38-45.
4. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648.
5. Силова Е.С. Анализ развития индустрии туризма в России // Вестник челябинского государственного университета. 2019. № 7. С. 110-117.
6. Бутаева К.O., Вебер Ш., Давыдов Д.В. Анализ эффективности спортивных мегасобытий: взгляд экономиста // Вопросы экономики. 2018. Вып. 7. С. 149-160.

Введение

Туристическая и рекреационная индустрия является одним из самых востребованных, динамично развивающихся и рентабельных секторов мировой экономики. Сегодня на долю международного туризма приходится более 10% общемирового объема экспорта, а также (по самым скромным подсчетам) около 35% мировой торговли услугами или 12% мирового ВВП [1].

Развитие отрасли туризма положительно воздействует на формирование историко-культурной патристики, способствует выстраиванию гармоничных, конструктивных и доверительных отношений между самыми различными странами, позволяет народам ближе узнать друг друга, а также акцентирует внимание правительства, негосударственных организаций и коммерческие структур на вопросах экологии и оздоровления окружающей среды.

Россия имеет колоссальный туристический потенциал, однако не реализует его в полном объеме. Участие Российской Федерации в мировой конъюнктуре туристского бизнеса составляет не более 1%. Причиной столь низкого показателя является недостаточно развитое состояние материально-технической базы предприятий рекреационной сферы и их уровня комфортности, дефицит перевозки, слабая профессиональная подготовка обслуживающего персонала, устаревшая инфраструктура, пробелы в системе менеджмента, отсутствие маркетинговой стратегии и рекламных проектов, делающих акцент и поддерживающих респектабельность туримиджа России.

Россия обладает поистине уникальной географией: красивейшие природные ландшафты, раскинувшиеся от Уральских гор до Камчатки, среди которых уютно расположились нетронутые, «первобытные» заповедники, чистейшие озера и широкие реки, теплые южные моря, целебные грязевые источники и термальные воды. Наша страна славится богатой историей, культурой и памятниками архитектуры, красивыми обрядами, древними традициями, а люди всегда отличались широтой души, сердечностью и гостеприимством, которые так привлекают экскурсантов и туристов из других стран.

Соответствующий уровень развития туристической инфраструктуры позволил бы России принимать более 42 млн. иностранных туристов в год. Тем не менее, количество гостей, посещающих страну с туристскими, частными либо деловыми визитами, не превышает, к сожалению, 7,7 млн. человек. Именно поэтому дальнейшее развитие туризма в России должно стать одним из ее приоритетных стратегических направлений.

Таким образом, целью нашего исследования является анализ параметров и нормативно-правовой сферы, оказывающих первостепенный вклад в развитие и преобразование рекреационной и туристической сферы деятельности.

Материалы и методы исследования

Текущая работа использует комплексный, интегральный подход в оценке факторов, оказывающих влияние на текущее состояние и перспективное развитие туристической сферы экономики, базирующейся на использовании правового, экологического и культурологического подхода.

Оценка текущего состояния отечественной сферы рекреации позволяет сделать вывод о невозможности удовлетворения потребности в отдыхе российских и иностранных рекреантов. Сфера туризма требует поддержки со стороны государства в части совершенствования законодательства, а также значительных инвестиционных вложений в развитие туристических комплексов и его перспективных направлений (экологический, городской, детский туризм) [2].

Туризм оказывает мощный социальный эффект, поскольку побуждает экономику создавать дополнительные рабочие места, поддерживать справедливо высокий уровень жизни населения, усиливает интенсификацию труда, положительно воздействует на платежный баланс государства. Помимо прочего, благодаря дивидендам, полученных от проведения открытой туристской политики, повышается доступность и качество образования, совершенствуется система медицинского обслуживания, внедряются современные средства обмена и передачи информации.

Туристическая деятельность является видом предпринимательской деятельности и в силу своей специфики связана с комплектацией турпродукта из различных сервисов. Следовательно, она должна четко регулироваться законами и нормативно-правовыми актами. Например, вопрос получения въездных виз регулируется миграционным законодательством, порядок пропуска через границу декларируемых товаров – таможенным, Госстандарт РФ регулирует порядок сертификации туристических услуг.

Тем не менее, глобальным законодательным инициативам должного внимания практически не уделяется. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не предусматривает нормативно-правового подкрепления внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Результаты исследования

В каждом регионе РФ есть наиболее приоритетное направления развития туризма. Цели, мероприятия и инструменты развития туризма в каждом конкретном регионе определяются и регулируются посредствам государственных программ. Формирование вектора региональной политики развития туризма находится в компетенции региональных органов власти. Однако в связи с отсутствием унифицированной структуры менеджмента в сфере туризма, возникает кризис методологического, нормативно-правового и организационного подхода при разработке госпрограмм. Можно утверждать, что на данный момент организационная дихотомия в сфере управления туризмом имеет повсеместное значение и присутствует как на федеральном, так и региональном уровнях [3].

Сохранение подобной тенденции происходит из-за отсутствия выстроенной вертикали стратегического планирования, причинами которого являются: 1) частое преобразование федерального органа управления туризмом; 2) дефицита объективных возможностей субъекта РФ самостоятельно избирать подходящую структуру реализации туристской политики. Структурирование государственного управления рекреационной и туристической сферой возможно в рамках реализации Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Туризм – это сложная и подвижная, система, которая нуждается в установления субординации и устойчивом укреплении связей между смежными отраслями экономики в долгосрочной перспективе. В этом контексте важнейшим организационным механизмом в стране является Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, созданный Постановлением Правительства РФ от 21.11.2015 года № 1253. В его компетенцию входит налаживание продуктивного взаимодействия между органами исполнительной власти на всех уровнях и научными, общественными организациями, СМИ, прямо или косвенно связанных с организацией развития туризма в РФ; совершенствование нормативно-правового регулирования и согласованности действий федеральных органов исполнительной власти в вопросах туризма; разработка и реализация программ, способствующих увеличению объема внешних и внутренних туристических потоков.

Дальнейшее развитие туристической отрасли способно активизировать сферы экономики, так или иначе с ней связанные. К ним относятся: сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и др. Туристический бизнес является привлекательным для привлечения частных инвесторов, поскольку требует сравнительно небольших капитальных вложений и имеет высокий уровень рентабельности. На фоне регулярно увеличивающегося спроса на услуги рекреации возникает острая необходимость государственной поддержки отрасли [4]. Тем не менее, в силу определенных обстоятельств сфера туризма в текущий момент не может претендовать на достаточную поддержку со стороны государства:

• Отсутствие системы социального туризма, когда отдых некоторых категорий граждан (школьники, пенсионеры, инвалиды) полностью либо частично финансируется государством, негосударственными фондами, благотворительными организациями;

• Сложная процедура выдачи туристических виз иностранным гражданам, необходимость изменений в структуре временных путешествий туристов. Сейчас ситуация складывается в пользу выезда, что способствует вывозу твердой валюты за границу и является одним из факторов отрицательного сальдо в платежном балансе страны;

• Отсутствие прогрессивной инфраструктуры сферы рекреационных услуг, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

• Частичное или нерациональное использование ресурсного потенциала объектов туристского интереса;

• Несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

• Низкий удельный вес услуг оздоровительного и познавательного характера в рыночной конъюнктуре;

• Слабая рекреационная подвижность населения, низкая оборачиваемость и интенсивность сферы платных рекреационных услуг и, как следствие, мизерные налоговые отчисления, поступающие в бюджет от продажи услуг данной отрасли;

• Сфера, оказывающая услуги туристического и рекреационного характера, не способна стимулировать создание достаточного количества рабочих мест и обеспечить достойный уровень заработной платы сотрудникам.

В последние годы мир переживает самый настоящий «рекреационный и туристический бум»: все большее количество людей стремится путешествовать, посещать уникальные природные резервации, познавать иные культуры, знакомиться с коренными обычаями разных стран, совершать духовные паломничества, наблюдать за спортивными мероприятиями.

В этой связи огромное значение для экономики государства приобретают рекреационные ресурсы и тот рекреационный продукт, который может сформировать и предложить Россия.

В соответствии с федеральным законодательством наиболее высокоактивные природные ресурсы имеют статус охраняемых территорий и объектов культурного наследия. Как правило, они полностью или частично изымаются из хозяйственного пользования и находятся в режиме особой охраны. То есть данные территории приобретают статус общенационального достояния. Под это определением попадают такие природные элементы и явления как морские побережья, озера, пещеры, горы, лесные массивы, целебные источники, дендрарии, ботанические сады, которые могут использоваться с целью лечения, отдыха и туризма.

Помимо вышеперечисленных, в систему рекреационных ресурсов входят искусственно созданные антропогенные объекты и объекты показа, которые представляют историческую, научную, эстетическую, архитектурную ценность (Петров-дворец, Мамаев курган, Соловецкий архипелаг, Собор Василия Блаженного, Кижи и многие др.). Они являются памятниками самобытной культуры народов России и символизирую их вклад в развитие мировой цивилизации. Такие объекты безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам и не могут быть переданы во владение другим государствам или политико-экономическим альянсам, членом которых является РФ [5].

Для того, чтобы территориально расширить природную зону и присвоить ей статус рекреационного ресурса необходимо проведение сложного специализированного исследования, в ходе которого определяется уровень ее значимости и экономической полезности, аттрактивность, доступность и инвестиционная привлекательность. Уже существующие и активно использующиеся локальные рекреационные зоны остро нуждаются в разработке и внедрении программ бережного и рационального природопользования, предусматривающих сохранение и поиск новых, эффективных способов воспроизводства ресурсов. Однако организация масштабных исследований местности и подготовка подобных проектов сопряжена со значительными материальными и трудовыми издержками, потому часто уходит на второй план. В результате потенциальные рекреационные зоны остаются дикими, закрытыми от туристов, а уже имеющиеся – «деградируют» и истощаются из-за халатного, безответственного и пренебрежительного отношения.

На фоне того, что отрасль рекреации и туризма считается одной из самых успешных, доходных и интенсивно эволюционирующих в мире, такая экономия кажется не логичной и необоснованной. Ведь дальнейшее развитие данного сектора влечет за собой последовательное расширение рынка услуг в целом. Это происходит за счет роста уровня жизни населения в развитых (либо приближающихся к ним) странах, нарастающей потребности в интересном и разнообразном досуге, прочно укоренившейся тождественности понятий рекреационной активности и качественного потребления.

Одним из факторов, сдерживающих развитие отечественной рекреационной сферы, является диссонанс между потребностью человека в санаторно-курортном оздоровление и его финансовой возможностью приобрести путевку.

Большинство здравниц не могут похвастаться свежими, современными интерьерами, в номерах зачастую отсутствуют элементарные удобства и бытовая техника, процедурные кабинеты имеют слабый уровень технической оснащенности, а качество обслуживания оставляет желать лучшего. Для повышения качества обслуживания необходимо:

• на основе передового зарубежного опыта разработать актуальные правила стандартизации и сертификации услуг гостиничных средств размещения, а также внедрить современную систему их классификации;

• обеспечить высокий уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации административного, обслуживающего и технического персонала с учетом новейших отраслевых образовательных стандартов, основывающихся на действующих квалификационных требованиях, предъявляемых к сотрудникам индустрии туризма;

• практическое обучение персонала (внутригостиничный, внутрифирменный тренинг);

• государственная поддержка прикладных исследований в области туризма.

К этому можно добавить недостаточно развитую сопутствующую инфраструктуру, перенаселенность курортных городов и поселков, спровоцированное усилением миграции, а также недостаточный контроль за пропорциональным использованием целебных месторождений.

Помимо прочего, у РФ нет прогрессивной, жизнеспособной маркетинговой стратегии, которая могла бы продвинуть ее туристический продукт на внутреннем и внешнем рынке. Для популяризации отдыха и лечения в России необходимо:

• разработать и внедрить рекламно-информационную кампанию по въездному и выездному туризму, создать цикл телевизионных и радиопрограмм для России и зарубежных стран, регулярно публиковать справочную информацию касательно национальных туристических комплексов и историко-культурных ценностей в СМИ;

• проводить международные туристические выставки и презентации;

• издавать достаточное количество печатной продукции рекламно-информационного характера (карты, буклеты, открытки, пресс-релизы, каталоги, проспекты);

• обеспечить слаженную деятельность загранпредставительств по туризму;

• развивать и обновлять официальный Интернет-портал федерального органа исполнительной власти по туризму;

• организовать разветвленную сеть информационных центров, локализирующихся в местах прохождения крупных туристических потоков;

• проведение ознакомительных экскурсий по туристическим центрам России для иностранных журналистов.

Следует подчеркнуть, что система продвижения российского турпродукта напрямую зависит от степени заинтересованности, объемов получаемых дивидендов и социальных эффектов, которые в перспективе могут получить поставщики рекреационных услуг и государство.

Одной из особенностей российского рынка рекреации является низкая эластичность его предложения. Существует пространственная связь между потреблением и товарами и услугами рекреационного спроса, которые используются для удовлетворения потребностей туристов на ограниченной территории туристического комплекса. Это значит, что при возникновении внутри туристической зоны повышенного спроса на какие-либо товары оперативно импортировать их туда не получится. Частично эта проблема решается путем образования предприятий сферы рекреационных услуг и монополий [6].

Заключение

Приоритетным направлением в вопросе повышения конкурентоспособности и увеличения доли российского туризма в структуре глобального рынка рекреационных услуг должно стать тотальное обновление производственной и рекреационной инфраструктуры. Решение данной задачи требует комплексного подхода и, соответственно, внушительных финансовых вливаний. Достойной альтернативой при преодолении стагнации сферы рекреационных услуг является установление строгих ориентиров в инвестиционной политике:

• своевременной выявление и купирование проблемных ситуаций, препятствующих нормальной инвестиционной активности, курс на политику «точек роста»;

• ранжирование инвестиционных проектов;

• координация продуктивного взаимодействия всех участников рынка;

• концентрация инвестиций в наиболее перспективных направлениях.

Для своего дальнейшего совершенствования сфера туризма и рекреации нуждается в инициативной поддержке со стороны государства. Это позволило бы более продуктивно использовать материальные, информационные, природные и людские ресурсы для решения глобальных социально-экономических дилемм страны. Результативный туризм сегодня – синоним увеличения потоков иностранных рекреантов, а, следовательно, и валютных поступлений в экономику страны, рост объемов налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, развитие сопредельных отраслей хозяйствования и повышение занятости населения.


Библиографическая ссылка

Валуйсков Н.В., Бондаренко Л.В., Родионов А.С., Соловьев В.Б. СФЕРА РЕКРЕАЦИОННЫХ И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНОВ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 7-2. – С. 5-10;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1232 (дата обращения: 29.03.2024).