Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТ СТРАН «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ»

Еремина Е.С. 1 Ковалева Е.И. 1
1 Институт экономики и управления, ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В целях обеспечения функций и задач государственного управления, имеющих свое выражение в таких государственных расходах, как: оплата труда государственных служащих, выплата пенсий, обеспечение национальной обороны, обслуживание необходимых для населения сфер общественной жизни (транспорта, сельского хозяйства, промышленности, образования и прочего), бюджет любой страны пополняется денежными средствами, поступающими преимущественно от налоговых поступлений. Одним из таких налогов является налог на добавленную стоимость, который вносит существенный вклад в пополнение казны той или иной страны. Только уровень существенности данного налога в каждой стране значительно отличается друг от друга. В связи с чем, в статье рассмотрены поступления налога на добавленную стоимость в странах «большой семерки», и проанализирована доля их поступлений в общей сумме налоговых поступлений, а также выявлена их существенность и значимость для бюджета каждой страны.
налоговые поступления
налог на добавленную стоимость
бюджет
доходы
налог с продаж
g7
страны большой семерки
ввп
сша
япония
германия
великобритания
франция
италия
канада
1. OECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode (дата обращения: 14.04.2020).
2. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/population-estimates-and-projections (дата обращения: 14.04.2020).
3. IMF: World Economic Outlook (WEO) [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/02/weodata/index.aspx (дата обращения: 14.04.2020).
4. Corriere della Sera.it. [Электронный ресурс]. URL: https://www.corriere.it/economia/tasse/cards/partite-iva-vigore-gia-2020-nuove-restrizioni-regime-forfettario/cosa-cambia-2020.shtml (дата обращения: 14.04.2020).
5. Economie.gouv.fr. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economie.gouv.fr/cedef/taux-tva-france-et-union-europeenne (дата обращения: 14.04.2020).
6. Zur Startseite. [Электронный ресурс]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Staat/Steuern/Steuereinnahmen/Tabellen/lrfin02.html (дата обращения: 14.04.2020).
7. Natiomal Tax Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nta.go.jp/publication/statistics/kokuzeicho/tokei_nenpo.htm (дата обращения: 14.04.2020).
8. An official website of the United States Government. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irs.gov/statistics/soi-tax-stats-state-data-by-year (дата обращения: 14.04.2020).

Введение

Главным источником доходов любой страны являются налоговые поступления от организаций и физических лиц. Каждая отдельно взятая страна имеет свою особенную историю развития, благодаря которой формировалось налоговое законодательство со своими отличительными чертами. Тем не менее, в 21 веке большинство развитых стран имеют многие сходства как в бюджетной, так и в налоговой политике. Одним из таких объединяющих факторов является наличие налога на добавленную стоимость (далее – НДС), либо налога с продаж, имеющих единое предназначение, и отличающихся между собой возможностью принятия к вычету сумм налога, ранее включенную в стоимость приобретенного товара, предназначенного для реализации продавцом. В связи с чем, чаще всего встречается именно налог на добавленную стоимость, а налог с продаж упраздняется, хотя каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Цель исследования

Целью данного исследования является определение уровня влияния налога на добавленную стоимость на формирование бюджета каждой отдельной страны «Большой семерки», выявление лидирующей в соотношении сумм налога и количества населения страны в разрезе «G7».

Материал и методы исследования

В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как сравнительный анализ, использование метода структурного анализа и синтеза, логико-аналитические методы, системный анализ, а также формирование табличных данных.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты стран «большой семерки», регулирующие налогообложение юридических лиц, а также статистические данные правительственных учреждений стран «G7».

Результаты исследования и их обсуждение

Для проведения анализа поступления налога на добавленную стоимость в бюджет была выбраны страны «Большой семерки», так как в ее состав входят страны, вошедшие в десятку лидеров по уровню валового внутреннего продукта (далее – ВВП) за 2019 год [3]. Рассмотрим показатели ВВП стран «Большой семерки» за 2019 год (табл. 1).

Как известно, чем выше показатель ВВП, тем более высокий уровень развития страны, и тем более интересным объектом для проведения исследований она является.

Таблица 1

Показатели ВВП стран «G7» за 2019 год по текущему обменному курсу, долл. США

Место в мире по уровню ВВП

Страна

Показатель ВВП, млрд. евро

1

США

21 345

3

Япония

5 176

4

Германия

3 964

6

Великобритания

2 829

7

Франция

2 762

8

Италия

2 026

10

Канада

1 739

 

Метод расчета ВВП по доходам представляет собой такие составляющие показатели, как: заработная плата, доходы и процент на собственность, рентные платежи, прибыль, амортизация и косвенные налоги, одним из которых является налог на добавленную стоимость.

НДС – это косвенный налог, который включается в цену товара, и плательщиком которого является конечный потребитель. Любая реализация товаров и услуг подвергается обложению налога на добавленную стоимость. Исключение составляет перечень определенных товаров и услуг, указанных в нормативных документах страны.

«Большая семерка» была создана в начале 1970-х гг. 20 века наиболее промышленно развитыми странами в период экономического кризиса и обострения отношений между США, Японией и Западной Европой. Целью создания данного международного клуба явилось совместное решение экономических проблем, снижение агрессии в торговой области и отказ от дискриминационных барьеров.

За период с 1991 по 2014 гг. в состав вышеуказанного клуба входила Россия, в связи с чем, данный клуб носил название «Большой восьмерки». После присоединения Крыма в 2014 году к территории Российской Федерации страны Запады отказались от проведения встреч в формате «G8», вследствие чего группировка преобразовалась в «G7».

На данный момент (2020 г.) в состав «Большой семерки» входят: Великобритания, Германия, Канада, США, Италия, Франция и Япония.

Во всех странах «G7» применяется налог на добавленную стоимость (value added tax), кроме Канады и США, на территории которых действует налог с продаж (sales tax).

Рассмотрим размер поступления данного налога в вышеуказанных странах за периоды 2016-2018 гг.

НДС в Италии регулируется Указом Президента Республики от 26.10.1972 г. № 633. В 2020 году в Италии существует 4 ставки НДС:

– 4 % НДС на предметы первой необходимости;

– 5 % НДС на ограниченную категорию товаров и услуг;

– 10 % НДС на туристические, продовольственные и строительные услуги;

– 22 % НДС применятся во всех остальных случаях [4].

Проведем анализ поступлений НДС в Италию за период 2016–2018 гг. (табл. 2).

Таким образом, налог на добавленную стоимость в Италии за 2018 год составляет 29 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 7 %, хотя сумма общих налоговых поступлений выросла за данный период всего на 3 % при том, что население уменьшилось меньше, чем на 1 %. Это говорит о том, что на долю НДС в сравнении с другими налогами Италии приходится большая часть усилий сотрудников органов власти, которые несут ответственность за собираемость данного налога. В 2018 году по сравнению с 2008 годом размер НДС увеличился на 12 %. В целом, тенденция наглядным образом демонстрирует хороший уровень налоговой политики государства, так как несмотря на то, что рост населения незначительный (за последние 3 года и вовсе убыль населения), налоговых поступлений в процентном соотношении больше, что прибыльно отражается на бюджете страны.

Во Франции, как и в Италии, существует 4 ставки процента НДС:

– 2,1 % НДС на лекарства и услуги печати прессы;

– 5,5 % НДС на продукты питания, книги, газ, тепло и электричество;

– 10 % НДС на услуги размещения и кемпинга, входные билеты в музеи, зоопарки, пассажирский транспорт и т.д.;

– 20 % НДС на остальную продукцию и услуги [5].

Проведем анализ поступления НДС во Францию за период 2016–2018 гг. (табл. 3).

Таблица 2

Анализ поступлений НДС в Италию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

НДС

119 472

124 336

129 569

133 433

29

107

112

Всего налоговых поступлений

423 012

451 081

455 637

463 296

100

103

110

Население, чел.

58 826 731

60 627 498

60 536 709

60 431 283

-

100

103

 

Таблица 3

Анализ поступлений НДС во Францию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

НДС

138 378

155 370

162 793

169 780

16

109

123

Всего налоговых поступлений

848 890

1 020 206

1 065 242

1 091 541

100

107

129

Население, чел.

64 374 984

66 859 768

66 865 144

66 987 244

-

100

104

 

Таблица 4

Анализ поступлений НДС в Германию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

НДС

176 188

219 100

226 901

235 449

18

107

134

Всего налоговых поступлений

907 083

1 182 264

1 231 275

1 293 023

100

109

143

Население, чел.

82 110 097

82 348 669

82 657 002

82 827 922

-

101

101

 

Таблица 5

Анализ поступлений НДС в Великобританию за период с 2016 по 2018 гг., млн. фунтов стерлингов

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

НДС

92 012

133 856

141 336

149 238

21

111

162

Всего налоговых поступлений

510 244

644 555

681 855

710 327

100

110

139

Население, чел.

61 806 995

65 595 565

66 058 859

66 488 991

-

101

108

 

Итак, налог на добавленную стоимость во Франции за 2018 год составляет 16 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 9 %, хотя сумма общих налоговых поступлений выросла за данный период всего на 7 % при том, что население увеличилось меньше, чем на 1 %. В 2018 году по сравнению с 2016 годом наблюдается более высокий рост поступлений НДС, нежели чем за последние 3 года, а именно – на 23 %, но и общая сумма налоговых поступлений за последние 10 лет в стране увеличилась на 29 %, что говорит о высоком уровне развития страны за данный период.

В Германии в отличие от двух вышеуказанных стран, существует 2 ставки НДС:

– 7 % НДС на продукты питания, билеты на общественный транспорт и книги;

– 19 % НДС на все остальные товары, работы и услуги [6].

Рассмотрим анализ поступлений сумм НДС в Германии за период 2016 – 2018 гг. (табл. 4).

Из чего следует, что налог на добавленную стоимость в Германии за 2018 год составляет 18 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 7 % сродни уровню вышеперечисленных стран. Если обратить внимание на темп роста поступлений НДС и общих налоговых поступлений за последние 10 лет, то можно заметить, что данная цифра свидетельствует о колоссальном успехе Германии в победе над кризисом 2008 года: НДС в 2018 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 34 %, общая сумма налогов выросла на 43 % при том, что население страны осталось на прежнем уровне, рост составил лишь 1 %.

В Великобритании существует стандартная ставка НДС 20 % на большинство покупок, пониженная ставка НДС 5 % – электроэнергия и детские товары, нулевая ставка НДС 0 % – продукты питания, книги, газеты и детская одежда, а также операции, освобожденные от уплаты НДС – это финансовые и имущественные операции. Рассмотрим данные налоговых поступлений Великобритании, в частности НДС, за период 2016-2018 гг. в табл. 5.

Таким образом, несмотря на то, что в Великобритании в числе стандартной и пониженной ставок присутствует нулевая ставка НДС, а также перечень товаров, работ и услуг, не облагаемых данным налогом, сумма НДС в общем объеме поступивших налогов за 2018 год составил 21 %, что соответствует уровню ранее проанализированных стран. Темпы роста НДС и налогов в целом не отстают от показателей Германии, и составляют 11 % размера НДС за последние 3 года и 62 % за последние 10 лет.

В Японии налог на добавленную стоимость называется налогом на потребление, имеет лишь одну ставку и составляет всего лишь 10 % [7]. Рассмотрим, какой вклад в общие доходы страны вносит НДС в Японии в табл. 6.

Итак, НДС в Японии соответствует уровню других стран «большой семерки» и составляет 22 % в сумме общих налоговых поступлений за 2018 год. Прирост НДС за последние 3 года составил всего лишь 3 %, зато за последние 10 лет увеличился почти в 2 раза и составил 81 %, при этом население Японии за последние 10 лет уменьшилось на 1 %.

В США анализируемый налог имеет название налог с продаж, его ставка варьируется в зависимости от штата и имеет значение от 6 до 10 % [8]. Рассмотрим поступление налога с продаж в США за период 2016 – 2018 гг. (табл. 7).

Как видим, налог с продаж в бюджет США приносит лишь 8 % от общей суммы налоговых поступлений. Тем не менее, поступление налога подверглось изменению за последние 10 лет, и увеличилось на 38 %, но и население страны за этот период увеличилось на 8 %, а значит уровень роста плательщиков данного налога способствует и росту налогов в целом, в том числе и налога с продаж.

В Канаде, соседствующей с США, действует налог с продаж вместо налога на добавленную стоимость. Канада входит в топ стран с наименьшей ставкой налога с продаж и она составляет всего лишь 5 %. Рассмотрим анализ поступлений налога с продаж в Канаде за период с 2016 по 2018 гг. (табл. 8).

Следовательно, налог с продаж в бюджете Канады не принимает важного участия в доходах страны и составляет лишь 1 % – самый низкий показатель из стран «G7». Поступления данного налога подверглось значительным изменениям, и за последние 10 лет оно выросло на 91 %, в прочем население страны тоже увеличилось – на 11 %, а это, наоборот, самый высокий показатель прироста населения из всех анализируемых стран.

Таблица 6

Анализ поступлений НДС в Японию за период с 2016 по 2018 гг., млрд. йен

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

НДС

12 443

21 931

22 249

22 531

22

103

181

Всего налоговых поступлений

139 621

164 963

171 751

104 457

100

63

75

Население, чел.

128 063 000

126 994 511

126 785 797

126 529 100

-

100

99

 

Таблица 7

Анализ поступлений налога с продаж в США за период с 2016 по 2018 гг., млн. долл. США

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

Налог с продаж

301 130

380 932

395 700

414 246

8

109

138

Всего налоговых поступлений

3 787 018

4 841 950

5 227 338

5 007 164

100

103

132

Население, чел.

304 093 966

323 071 342

325 147 121

327 167 434

-

101

108

 

Таблица 8

Анализ поступлений налога с продаж в Канаде за период с 2016 по 2018 гг., млн. канадских долл.

 

2008 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

% от общих поступлений (2018 г.)

Темп роста

2018 г. к 2016 г.

2018 г. к 2008 г.

Налог с продаж

2 598

3 459

3 779

4 974

1

144

191

Всего налоговых поступлений

517 572

672 809

702 704

732 087

100

109

141

Население, чел.

33 247 118

36 109 487

36 540 268

37 058 856

-

103

111

 

Таблица 9

Индекс НДС в расчете на 1 человека

Страна

Население за 2018 год

Сумма НДС за 2018 год, евро

Индекс НДС на 1 чел.

Италия

60 431 283

133 433 000

2,2

Франция

66 987 244

169 780 000

2,5

Германия

82 827 922

235 449 000

2,8

Великобритания

66 488 991

165 803 000

2,5

Япония

126 529 100

17 862 577 000

141,2

США

327 167 434

362 134 000

1,1

Канада

37 058 856

3 190 000

0,1

 

Таким образом, на основании всего вышеуказанного можно сделать вывод, что наиболее низкая налоговая нагрузка в части налога на добавленную стоимость приходится на США и Канаду.

В США и Канаде превалирует сравнительно большее количество налогов, чем в других анализируемых странах, которые в той или иной пополняют бюджет страны. В остальных странах «большой семерки» доля НДС в общей сумме налогов примерно одинаковая, но о ценности данного налога для бюджета страны сложно судить только лишь по показателям роста налога, ведь население стран с годами также меняется – увеличивается, либо уменьшается. Кроме того, сумма налога, равная 1 млн. евро с населением страны, равной 10 млн. чел., и та же сумма налога при населении 1 млн. чел. – это совершенно разные суммы при пересчете данной суммы на 1 человека, следовательно, ценность, качество собираемости и меры налоговой политики в отношении НДС, будут выше там, где 1 человек населения приносит наибольшую сумму налога.

Итак, для сравнения ценности НДС, приходящегося на 1 человека, между странами, необходимо сконвертировать сумму НДС всех стран в единую валюту на 31.12.2018г. и посчитать индекс НДС в расчете на 1 человека (табл. 9).

Таким образом, наибольшая сумма НДС в расчете на 1 человека, приходится на Японию, в которой 1 человек из общего числа населения в стране в 2018 году приносил в бюджет 141,2 евро за год. Наименьший показатель суммы НДС, приходящейся на 1 человека, наблюдается у Канады и США, что в прочем неудивительно, так как соотношение данного налога (налога с продаж) к сумме общих налогов составляет 1 % и 8 % соответственно.

Примечательным является тот факт, что доля НДС в Японии в 2018 году соответствует уровню доли НДС в других странах «G7». В Японии данный показатель составляет 22 %, в Великобритании – 21 %, в Германии – 18 %, во Франции – 16 %, а в Италии показатель бьет рекорды в разрезе стран «большой семерки» и составляет 29 % от суммы общих налоговых поступлений. И тем не менее в Италии 1 человек в год приносит 2,2 евро суммы НДС в бюджет страны.

Япония славится высоким уровнем жизни, которого добились власти страны благодаря своей жесткой экономической политике. В Японии так же, как и в США существует большая разветвленность налогов. И тем не менее, Япония имеет преимущество в отношении качества данных налогов, а именно ценности, которую они приносят для бюджета и соответственно качества жизни японского народа. Это пример того, что количество будет работать на качество в случае грамотно выстроенной налоговой политики, при которой будут строго контролироваться налогоплательщики, их деятельность, налоговая база и другие важные для налогообложения составляющие. Целью данной налоговой политики является четкое регламентирование субъектов налогоплательщиков, объектов налогообложения, процентных ставок и льгот, прав на вычет сумм НДС, сроки сдачи декларации, сроки уплаты сумм НДС.

Итак, благодаря грамотной, а главное – стабильной налоговой политике Японии, в которой государство ведет борьбу с уклонением от уплаты налогов, составляет директивы, в которых определены ограничения по процентам, устанавливающих верхний предел процентных ставок, налогообложение отправлений прав интеллектуальной собственности, передаваемых в другие страны, а также законы и нормативные акты в различных налоговых юрисдикциях, Япония занимает лидирующую позицию среди анализируемых стран «Большой семерки» в части поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет.


Библиографическая ссылка

Еремина Е.С., Ковалева Е.И. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТ СТРАН «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6-1. – С. 30-36;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1160 (дата обращения: 29.03.2024).