Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руднева Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Обеспечение увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Российской Федерации до 32,5 % к концу 2024 г., предусмотренного национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» требует учета всех факторов, затрудняющих достижение запланированной величины данного показателя. По мнению многих исследователей, одним из факторов, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в стране, является недостаточный профессионализм самих предпринимателей, что актуализирует проблему подготовки кадров для сферы предпринимательства. Обзор литературных источников позволил автору систематизировать выявленные исследователями проблемы в области подготовки кадров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в следующие группы: недостаточное количество образовательных программ по предпринимательству, реализуемых учреждениями среднего и высшего профессионального образования; несоответствие уровня профессиональной подготовки выпускников образовательными учреждениями потребностям современной инновационной экономики; недостаточное развитие ключевых компетенций у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в области экономики, управления, права, маркетинга и др.; недостаточная практическая подготовка выпускников образовательных учреждений, затрудняющая их быструю профессиональную адаптацию, и др. Наличие названных проблем требует создания в регионах Российской Федерации эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса. Решение этой задачи требует, в первую очередь, формирования соответствующей инфраструктуры, элементами которой являются профильные департаменты органов государственной власти и различные организации, оказывающие образовательные, консультационные и информационные услуги в сфере предпринимательства. Инфраструктурные элементы, реализующие образовательные программы, должны определять целевые аудитории, форматы и содержание обучающих программ, образовательные технологии, состав преподавателей в строгом соответствии с потребностями рынка труда.
малый и средний бизнес
инфраструктура подготовки кадров
формат обучающих программ
образовательные технологии
1. Баева О.Н. Обучение персонала в малом бизнесе: проблемы и возможные решения (мнение предпринимателей) / О.Н. Баева, Д.И. Хлебович // Российское предпринимательство. – 2014. – № 12.
2. Букамина М.А. Подготовка и переподготовка кадров для сферы малого бизнеса / М.А. Букамина // Российское предпринимательство. – 2002. – Т. 3. № 3. – С. 90–94.
3. Конова О.Ю., Кобелева С.В. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства / О.Ю. Конова, С.В. Кобелева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 6-1. – С. 250–252.
4. Омаров Э. Кустари и Рокфеллеры. Для тех, кто хочет быть успешным / Э. Омаров. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2016. – 224 с.
5. Орлова Л.В. Кадровые проблемы развития малого предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovye-problemy-razvitiya-malogo-predprinimatelstva.
6. Росстат: Доля малого и среднего бизнеса в экономике России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7.
7. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы / Ю.Б. Рубин // Высшее образование в России. – 2015. – № 11. – С. 5–17.
8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
9. Хорольский С. Малый бизнес ищет квалифицированные кадры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mainjob.ru/publications/?view=6856.
10. Шайхутдинова Г.Ф. Зарубежный опыт подготовки предпринимателей / Г.Ф. Шайхутдинова, Л.В. Охотникова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 12 (95). – С. 459–462.

Введение

Условием мобилизации экономики любого государства является малый и средний бизнес, развитие которого способствует формированию конкурентной среды, созданию дополнительных рабочих мест, активизирует структурную перестройку экономики, развитие потребительского рынка и т.п.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который стартовал в Российской Федерации в ноябре 2018 г., в числе целевых показателей предусматривает увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 32,5 % к концу 2024 г.

Запланированное значение рассматриваемого показателя, несмотря на предполагаемое его увеличение почти в полтора раза, не позволит России существенно приблизиться к уровню его значений в экономически развитых странах, который составляет 50–60 %, в частности, в Великобритании – 51 %, в Германии – 53 %, в Финляндии – 60 %, в Нидерландах– 63 % [6].

Кроме того, следует отметить, что в условиях кризиса, вызванного распространением в РФ коронавирусной инфекции COVID-19, наибольший ущерб понесли предприятия малого и среднего бизнеса, восстановление которых значительно усложнит достижение в 2024 г. целевого значения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. Дополнительным усложняющим фактором является снижение доли работников предприятий малого и среднего бизнеса в общем числе занятых в экономике РФ, которое по состоянию на 10.10.2019 г. составило 3,6 %.

По мнению многих исследователей, одной из причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в стране, является недостаточный профессионализм самих предпринимателей, что актуализирует проблему подготовки кадров для названной сферы деятельности.

Цель исследования

Целью исследования является разработка подхода к созданию эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в условиях решения задач, предусмотренных национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Материал и методы исследования

Исследование проблем подготовки кадров для малого и среднего бизнеса было проведено с использованием общенаучных методов и приемов, таких как научная абстракция, сравнительный и логический анализ и синтез, структурно-уровневый подход. Теоретическую и методическую базу исследования составили труды ученых и практиков в области подготовки и повышения квалификации кадров в Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Выход малого и среднего бизнеса из кризиса, вызванного пандемией, требует от предпринимателей по-новому оценить его состояние и возможности развития. В настоящее время учеными и практиками разработано достаточно большое количество рекомендаций по выходу из кризиса субъектов малого и среднего предпринимательства. В их числе оценка финансового статуса, контроль расходов, аудит бизнес-процессов, поиск дополнительных доходов, пересмотр деловых коммуникаций и др. Выполнение указанных рекомендаций требуют наличия у предпринимателей определенного набора знаний, умений и навыков.

В ходе проведенного автором интервью вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», депутат Тюменской областной думы Эдуард Омаров отметил: «Развитие предпринимательства многие связывают с мерами государственной поддержки (предоставлением субсидий, выдачей льготных кредитов, оказанием бесплатных консультаций и т.п.), тогда как, по моему мнению, данные меры – это последняя ступень в развитии предпринимательства. Главное, чтобы люди имели предрасположенность к предпринимательству, конкретные знания и компетенции в этой области».

Согласно социологическим опросам большинство предпринимателей в России (54 %) обладают техническим образованием довольно высокого уровня, которое позволяет им успешно решать текущие проблемы и задачи бизнеса. Однако данного образования оказывается недостаточно, чтобы грамотно определять стратегию развития своего предприятия: учитывать все факторы внешней и внутренней среды, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Кроме того, существуют проблемы с кадровой обеспеченностью предприятий малого и среднего бизнеса. По данным опроса общероссийской общественной организации «Опора России» руководителей малого и среднего бизнеса только около 30 % из них не испытывают проблем с подбором и наймом персонала.

По экспертным оценкам, для сферы малого предпринимательства ежегодно необходимо проводить подготовку и переподготовку примерно 600 тыс. человек.

Изучение литературных источников позволило автору систематизировать выявленные исследователями проблемы в области подготовки кадров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в следующие группы [1, 2, 5, 7, 9]:

– недостаточное количество образовательных программ по предпринимательству, реализуемых учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

– несоответствие уровня профессиональной подготовки выпускников образовательными учреждениями потребностям современной инновационной экономики;

– недостаточное развитие ключевых компетенций у руководителей предприятий малого и среднего бизнеса в области экономики, управления, права, маркетинга и др.

– недостаточная практическая подготовка выпускников образовательных учреждений, затрудняющая их быструю профессиональную адаптацию.

Кроме перечисленного, к числу рассматриваемых проблем относится низкая доля занятости молодежи в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного [3], поскольку именно молодежь, особенно выпускники профессиональных образовательных учреждений, являются носителями новых знаний.

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс создания системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важность такой системы подчеркивается тем, что она создает предпосылки создания дополнительных рабочих мест, тем самым способствуя повышению уровня социально-экономического развития страны. Создать эффективную систему подготовки кадров для малого и среднего бизнеса невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры в каждом из регионов.

Инфраструктура подготовки кадров для малого и среднего бизнеса – это постоянно адаптирующаяся к изменяющимся условиям система учреждений профессионального образования; организаций, деятельность которых способствует развитию МСП; органов государственной власти в совокупности с правовыми, организационно-экономическими и информационными условиями, обеспечивающая путем взаимодействия ее элементов создание системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

В состав инфраструктуры подготовки кадров для малого и среднего бизнеса на региональном уровне входят следующие взаимосвязанные элементы (рис. 1):

– профильные региональные органы государственного управления, разрабатывающие и реализующие образовательную политику в области подготовки кадров для малого и среднего бизнеса;

– государственные и негосударственные образовательные учреждения, обеспечивающие удовлетворение потребности субъектов малого и среднего бизнеса в квалифицированных кадрах;

– общественные бизнес-ассоциации, представляющие объединения представителей бизнеса в различных формах (профессиональных групп, общественных объединений, торговых палат, некоммерческих партнерств), создаются с целью представления интересов и оказания услуг своим членам, в том числе содействие в подготовке персонала, консультации по ведению бизнеса, рекламной деятельности, юридическим и прочим вопросам.

– инновационные компании-партнеры, основной функцией которых является интеграция инноваций, их апробация и вывод на рынок в минимальные сроки;

– учебно-деловые центры, основной целью которых является реализация образовательных программ дополнительного образования и переподготовки кадров для субъектов малого бизнеса, а также организационное и консалтинговое сопровождение их инвестиционных проектов;

– бизнес-центры, осуществляющие работу в трех направлениях (с позиции подготовки кадров для малого и среднего): образовательное (тестирование на способность ведения собственного дела; проведение тренингов, семинаров в области маркетинга, менеджмента, финансового анализа; обучение работе с программами бизнес-планирования, бухгалтерского учета); информационное (предоставление информации начинающим предпринимателям для разработки бизнес-планов и другие виды информационного обслуживания); консультационное направление (консультации по вопросам разработки бизнес-плана, использования компьютерных справочно-поисковых систем, а также юристов, аудиторов и других специалистов).

– бизнес-ангелы и венчурные фонды, обеспечивающие финансовую, экспертную и консультационную поддержку малому и среднему бизнесу на этапе становления;

– бизнес-инкубаторы и технопарки, мотивирующие предприятия малого и среднего бизнеса создавать инновационные технологии, управляющие потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими и проектными организациями, предприятиями и рынками.

Региональная система системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, должна обеспечивать поиск ответов как объектом, так и субъектом обучения на следующие вопросы:

1. Где обучать?

2. Кого обучать?

3. Чему обучать?

4. Как обучать?

5. Кто должен обучать?

Поиск ответа на первый вопрос связан с выбором места проведения обучения. В настоящее время в регионах сформирована достаточно широкая сеть организаций, оказывающих услуги в области обучения предпринимательству. Как следует из рис. 1, это могут быть государственные и негосударственные образовательные учреждения, бизнес-ассоциации; учебно-деловые центры и бизнес-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие организации.

Кроме того, при ответе на первый вопрос следует назвать местные отделения службы занятости населения, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости. Для граждан, обращающихся ЦЗН в целях поиска работы, и безработных граждан, желающих организовать собственное дело, проводятся бесплатные курсы по частному предпринимательству, а также оказывается комплекс организационно-консультативных услуг.

rudnev1.wmf

Рис. 1. Инфраструктура подготовки кадров для малого и среднего бизнеса

Значительный объем работы по обучению предпринимательству должны выполнять образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Рубин Ю.Б. отмечает: «люди, как правило, предпочитают получать образование в области предпринимательства в рамках обычного формального обучения в университете или колледже» [7].

Ответ на второй вопрос предполагает определение целевых групп для обучения предпринимательству.

Прежде всего, предпринимательству необходимо обучать молодежь. Именно она определяет будущее страны, и потому необходимо, чтобы выпускники системы профессионального образования обладали необходимым набором знаний, навыков и личностных качеств, достаточных для того, чтобы за короткий период адаптации к производственным условиям они смогли стать успешными инициаторами и руководителями инновационных проектов, программ, либо организаторами собственного бизнеса.

Потребность студенческой молодежи в обучении предпринимательству подтверждают результаты опроса 4,5 тыс. студентов 32 российских вузов, проведенного GUESSS. Более 30 % студентов, участвующих в опросе, готовы осваивать в учебное время дисциплины по предпринимательству, что на 5 % превышает данный показатель в странах с развитой рыночной экономикой. При этом следует отметить, примерно 60 % опрошенных указали, что за время обучения им не преподавали ни одной дисциплины, связанной с предпринимательством. 40 % студентов отметили, что им предлагалась одна дисциплина по предпринимательству из числа элективных [6, с. 22].

На бытовом уровне предпринимателей часто называют бизнесменами, коммерсантами, менеджерами. Между тем, это совершенно разные понятия, каждое из которых определяется определенным набором характеристик (таблица).

По мнению Э. Омарова, в каждом человеке с рождения заложены черты предпринимателя, менеджера и бизнесмена. Важно установить, какие из этих черт превалируют и, соответственно, развивать их [4]. Это говорит о том, что при формировании контингента обучающихся по тем или иным программам, связанным с предпринимательством, целесообразно предварительно убедиться (путем тестирования, глубинного интервью и т.п.) в наличии у человека доминирующих врожденных характеристик предпринимателя.

Шайхутдинова Г.В., Охотникова Л.В. и Вдовина В.И., исследовав зарубежный опыт, полагают, что «обучение основам предпринимательской деятельности должно осуществляться на этапе школьного образования. В допрофессиональную подготовку включаются элементы подготовки молодежи к предпринимательской деятельности (теоретические и практические), обеспечивающие экономическую грамотность, знание элементарных основ предпринимательской деятельности, готовность к ней, владение простейшими навыками этой деятельности» [10].

Кроме молодежи, целевой аудиторией являются представители и более старшего возраста, планирующие создать свой бизнес, а также начинающие и более опытные предприниматели, испытывающие недостаток знаний и навыков для ведения успешного бизнеса.

Отличительные характеристики предпринимателя, менеджера, бизнесмена [4, с. 59]

Предприниматель

Менеджер

Бизнесмен

Главные качества – новаторство и реализация идей

Главное качество – управление готовыми процессами

Главное качество – бизнес в собственности

Создал бизнес, которым владеет (полностью или частично) и управляет им (обязательно)

Не создавал бизнес, не владеет им, не контролирует работу предприятия на всех этапах

Не новатор

Формирует новые процессы (выстраивает уровни менеджмента)

Знает, как надо делать

Обслуживает готовые процессы, но не изобретает новые

Знает, что и как надо делать

Не умеет и не должен генерировать идеи

 

rudnev2.wmf

Рис. 2. Форматы образовательных программ в предпринимательской сфере

Вопрос «чему обучать?» во многом связан с определением потребности в обучении и выбором определенного формата образовательных услуг субъектом и объектом обучения. Форматы образовательных услуг в предпринимательской сфере можно подразделить на две группы (рис. 2).

1) ориентированные на комплексное обучение;

2) обеспечивающие получение или углубление знаний в определенной области предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что реализация программ комплексного обучения всех форматов регламентируется Министерством науки и высшего образования РФ.

Выявлению потребности в обучении способствуют проводимые в регионах встречи представителей власти с предпринимателями в рамках различного рода мероприятий.

В соответствии с выявленными потребностями в обучении должно формироваться и содержание обучающих программ. При этом разработчики программ должны полно и грамотно отражать предмет обучения, особенности деятельности предприятий малого бизнеса, их отраслевую направленность; обеспечивать обучающимся возможность самостоятельно формировать траекторию своего обучения путем выбора дисциплин с учетом недостатка собственных знаний.

Опросы руководителей малых предприятий свидетельствуют о том, что программы обучения должны, в первую очередь, включать вопросы стратегического планирования. Для малых предприятий, находящихся на этапе развития, а также для предприятий, испытывающих значительные финансовые затруднения, для правильного определения вектора развития очень важно уметь идентифицировать свои слабые и сильные стороны, оценивать конкурентную позицию.

Кроме того, программы должны учитывать реальные тренды развития экономики страны, в том числе объективный общемировой тренд – цифровизацию, идущий на смену предшествующему тренду – информатизации. Исходя из этого, концепция обучения должна предусматривать постоянную адаптацию методики обучения и организации процесса обучения к изменяющимся условиям и потребностям.

Ответ на вопрос «Как обучать?» исходит из того, что традиционное чтение лекций и простое запоминание учебного материала должно заменяться современными эффективными образовательными технологиями, в числе которых:

– тренинги, одновременно обеспечивающие получение знаний и формирование навыков;

– деловые игры, кейс-стади, развивающие способности людей генерировать новые предпринимательские идеи и схемы;

– совместное обучение, формирующее навыки решения практических задач или проблем, умение работать в команде, коммуницировать, оценивать собственный вклад и вклад других участников в результат групповой работы.

Наконец, поиск ответа на четвертый вопрос «Кто должен обучать?» связан с отбором преподавательского состава по ряду критериев. К числу таких критериев относятся: владение предметом, четкое понимание цели обучения и способов ее достижения, ясное понимание состава и особенностей целевой аудитории, способность увлечь аудиторию и др. Очень важно привлекать к преподавательской деятельности реальных предпринимателей, имеющих положительный опыт создания собственного бизнеса и его успешного развития.

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса осуществляется в соответствии со статьей 21 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01. 2020 г.), которая гласит, что «оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере образования органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде [8]:

1) создания условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства или их дополнительного профессионального образования;

2) учебно-методической и научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства».

Значительную работу по созданию структурированной системы обучения в регионах малых, средних предпринимателей и тех, кто планирует создать собственный бизнес, а также по повышению качества образовательных программ проводит Министерство экономического развития РФ. Для обучения разных целевых групп (школьников; молодых людей в возрасте до 30 лет, в том числе студентов, женщин; военнослужащих, уволенных в запас; безработных, инвалидов, и др.) Министерство проводит отбор образовательных программ. В 2019 г. из представленных 724 программ было отобрано 203 продолжительностью более 16 час. В результате анализа представленных программ в регионы в рекомендательном порядке направлены немногим более 40 краткосрочных программ, реализуемых в формате семинаров, тренингов и мастер-классов. В их числе: «Разработка стартап-проекта и взаимодействие с инвесторами», «Инновационный бизнес-навигатор (акселератор)», «Управление бизнес-коммуникацией», «5 точек роста бизнеса» и др.

Перечень обучающих программ различается по регионам и, как правило, включает программы, ориентированные как на начинающих, так и на действующих предпринимателей.

Реализация программ осуществляется двумя способами – самими разработчиками программ или специально подготовленными для этих целей тренерами.

На основании результатов опроса участников программ, завершивших обучение, о качестве их реализации возможны решения по аккредитации и деаккредитации программ и тренеров.

Кроме того, Минэкономразвития занимается вопросами подготовки тренеров для реализации обучающих программ, востребованных в конкретном регионе. Кандидатуры для обучения потенциальных тренеров (в среднем по три человека от каждого субъекта РФ) отбираются по итогам квалификационного онлайн-тестирования.

Исследование проблем подготовки кадров для малого и среднего бизнеса показало, что большинство начинающих предпринимателей испытывают недостаток знаний и практических навыков, прежде всего, в области управления, маркетинга, финансов. Восполнить их недостаток можно тремя способами:

– приобретать в процессе работы, накапливая собственный опыт;

– пройти обучение на семинарах, тренингах, других видах программ, предполагающих контактную работу с преподавателем в стенах учебного заведения;

– пройти подготовку на онлайн курсах.

Первый способ на первый взгляд не требует затрат. Но это кажущееся преимущество чревато потерей времени, а стало быть упущенной выгодой; ошибками, стоимость которых порой существенно превосходит затраты на дополнительное обучение.

Второй способ кроме затрат на обучение связан с потерями рабочего времени. Тем не менее, он наиболее эффективен при формировании и развитии ряда деловых качеств (в том числе умения работать в команде).

Очевидными преимуществами третьего способа являются простота доступа, экономия времени и денежных средств (онлайн обучение по одинаковой программе стоит существенно дешевле, чем традиционное); постоянный доступ к учебным (лекционным) материалам, что затруднено при пропуске занятий при традиционном обучении. К недостаткам онлайн обучения следует отнести отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, требуемый высокий уровень самоорганизации обучающихся. Для минимизации влияния последнего недостатка онлайн обучения его организаторы в ряде случаев применяют гибридные обучающие программы, которые предполагают личные встречи с преподавателем для обсуждения выполненных заданий, текущих результатов, консультаций.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. приоритетом социально-экономической политики является обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области на основе повышения конкурентоспособности экономики за счет усиления инновационной активности предприятий и развития малого предпринимательства.

Для обеспечения перевода экономики на инновационный путь развития, устойчивого социально-экономического развития региона и стабильно высокого уровня занятости населения реализуется Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» от 14 декабря 2018 года N 511-п (с изменениями на 18 ноября 2019 г.), предусматривающая две цели:

1) повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области;

2) усиление интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий.

Достижению этих целей способствует создаваемая в области система подготовки кадров для малого и среднего бизнеса.

С позиции инфраструктуры широкий спектр образовательных, консультационных и информационных услуг малому и среднему бизнесу оказывают Правительство Тюменской области, фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области», фонд микрофинансирования, агентство инфраструктурного развития, региональный центр инжиниринга и прототипирования, центр поддержки экспорта, технопарк, индустриальные парки, региональный центр компетенций в сфере производительности труда, региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Одним из факторов повышения темпов экономического роста в России является развитие инновационного предпринимательства, основу которого составляют малые инновационные предприятия – технологические лидеры в приоритетных отраслях экономики, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства, способствующие формированию нового технологического уклада. Увеличение числа и доли инновационных предприятий среди субъектов малого бизнеса во многом зависит от наличия кадров с соответствующим уровнем подготовки. А это, в свою очередь, в значительной мере является результатом реализации инновационной политики субъектов Российской Федерации обеспечивающей тесное взаимодействие властных структур, науки, бизнеса и образования.

Проявлением такого взаимодействия является создание в России межрегиональных научно-образовательных центров (НОЦ).

Созданный в Тюмени Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр, находящийся в стадии становления, объединил:

– 13 научных организаций, в числе которых НИИ системных исследований СО РАН, ФИЦ «Тюменский научный центр СО РАН», Всероссийский институт защиты растений, Институт проблем молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, Институт проблем экологии и эволюции им. А.М. Северцова, Научный центр изучения Арктики Ямало-Ненецкого автономного округа, Югорский НИИ информационных технологий, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана, НИИ краевой инфекционной патологии Роспотребнадзора РФ, Институт водных и экологических проблем СО РАН, Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина, Институт биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича;

– 7 организаций реального сектора экономики (ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «Газпром нефть», АО «Группа ГМС», ООО «РН-Уватнефтегаз», ООО «УГМК-Агро», Университет «Синергия», Компания «2015. Dictal»);

– 10 образовательных организаций (все государственные образовательные учреждения высшего образования Тюменской области, Югорский государственный университет, Сургутский государственный университет, Уральский государственный лесотехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Нижневартовский государственный университет.)

Один из тематических фокусов Западно-Сибирского НОЦ направлен на образование, индивидуальные образовательные траектории. Предполагается интеграция всех уровней образования, в том числе подготовка кадров по приоритетным направлениям развития отраслей и технологий, что, безусловно, активизирует процесс создания новых малых инновационных предприятий предпринимателями, обладающими необходимыми компетенциями.

Целевые группы для обучения предпринимательству включают практически все категории населения области: дети 7-11 лет, подростки 12-17 лет, школьники 9-11 классов, студенты, женщины, а также будущие, начинающие и действующие предприниматели.

В Тюменской области реализуется порядка 25 образовательных проектов и мероприятий в сфере предпринимательства разной направленности.

На обучение основам ведения и управления бизнесом, финансовой грамотности, маркетинга и т.п. ориентированы образовательные проекты «Азбука предпринимательства», «Популяризация предпринимательства», «Открой свое дело», «Вечерняя школа предпринимательства», «Школа социального предпринимательства», «Школа бизнеса Тюменской области», «Деловая среда», «Управленческие ошибки», «Мама – предприниматель».

С целью пропагандирования предпринимательства среди различных категорий населения, в том числе детей младшего возраста и подростков, а также обучению его основам кроме проекта «Популяризация предпринимательства» реализуются образовательные проекты «Школа бизнеса Z», «Это бизнес, детки».

На популяризацию инновационного предпринимательства, создание условий для зарождения и развития проектов ориентированы образовательные проекты «Школа инновационного мышления», «Школа делового английского» и ежегодный инновационный форум «INNOWEEK».

Площадками для нетворкинга, диалогов с опытными предпринимателями и представителями властных структур служат ежегодные форумы «Слет успешных предпринимателей», «Тюменский промышленный форум», «День предпринимателя», «День знаний для предпринимателей», «Форум сельских предпринимателей».

Практически все образовательные проекты предусматривают использование современных интерактивных технологий обучения, в числе которых тренинги, тематические мастер-классы, деловые контакты, совместная деятельность, презентация выполненных проектов, обсуждение «свежих идей».

В реализации проектов задействованы лучшие эксперты страны, действующие успешные предприниматели.

В подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства активно участвуют вузы Тюменской области.

Подготовка квалифицированных предпринимателей становится одной из приоритетных задач для Тюменского государственного университета. Любой студент при желании имеет возможность пройти специальный курс обучения, чтобы получить навыки предпринимательской деятельности. В 2018 г. в университете совместно с Тюменским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» была организована базовая кафедра предпринимательства, цель которой – повышение качества профессиональной подготовки выпускников на основе практико-ориентированного обучения в сфере предпринимательства, усиления методического обеспечения образовательной деятельности в данной области.

Деятельность кафедры нацелена на решение следующих задач:

1) формирование у студентов, демонстрирующих способности к предпринимательской деятельности и желающих создать собственный бизнес, необходимого для этого объема знаний и компетенций;

2) обучение действующих предпринимателей.

Решение первой задачи осуществляется в два этапа. На первом этапе студентам предлагается принять участие в деловой игре «Пин-код бизнеса». В результате этой игры к студентам приходит понимание того, нужно ли им дальнейшее обучения предпринимательству и стоит ли связывать свою индивидуальную образовательную траекторию с кафедрой предпринимательства.

Студенты, осознавшие потребность в знаниях и навыках в сфере предпринимательства, проходят на кафедре полный курс обучения по программе, рассчитанной на 4 семестра и включающей 4 элективных дисциплины.

Две первые дисциплины («Психология бизнеса и карьеры» и «Личная эффективность») ориентированы на формирование фундаментальных компетенций успешного человека.

Если в процессе изучения этих дисциплин студент убеждается в необходимости дальнейшего обучения предпринимательству, то он продолжают обучение на кафедре и осваивает еще две элективные дисциплины:

– «Основы предпринимательской деятельности», раскрывающую все аспекты организации собственного бизнеса (от поиска и формулировки бизнес-идеи до управления персоналом, маркетингом, продажами, финансами, бизнес-процессами);

– «Развитие бизнеса», направленную на углубление полученных знаний, формирование умений в области разработки стратегии развития бизнеса и ее элементов.

Следует отметить, что все преподаватели, задействованные в реализации данной программы обучения – действующие, успешные предприниматели, готовые поделиться своими знаниями и опытом.

Подход к подготовке студентов к предпринимательской деятельности, используемый в Тюменском индустриальном институте (ТИУ), может служить примером реализации предложенного автором подхода к созданию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса на микроуровне.

Созданная в ТИУ инфраструктура обучения студентов предпринимательству включает студенческую инновационную платформу, центр молодежных инициатив и центр робототехники.

Рассмотрим реализацию элементов системы подготовки студентов к предпринимательской деятельности: место обучения (где обучать?), целевая аудитория (кого обучать?), программа обучения (чему обучать?), технология обучения (как обучать?) и преподавательский состав (кто обучает?).

Ответ на вопрос по поводу первого элемента предельно прост – место обучения ТИУ.

При ответе на вопрос «Кого обучать» следует выделить две целевые аудитории:

1) студенты, обучающиеся на программах бакалавриата и в соответствии с инженерной направленностью университета изучающие дисциплину «Технологическое предпринимательство»;

2) участники трансформационного проекта «Инженерный StartUp», который реализуется в ТИУ с начала 2017 г. в рамках Программы развития опорного университета. В более узком понимании состав данной целевой аудитории можно разделить на три группы участников:

– центра молодежных инициатив;

– студенческой инновационной платформы;

– образовательных программ проектного обучения.

Программы обучения (чему обучать?) зависят от целевой аудитории. Для первой целевой аудитории изучение дисциплины «Технологическое предпринимательства» предусматривает проведение лекционных и практических занятий.

Обучающие программы для участников центра молодежных инициатив, ориентированы на генерирование, коллаборацию и акселерацию идей, экспертную оценку и реализацию проектов.

Целью обучения участников студенческой инновационной платформа является научить их генерировать бизнес-идеи, формировать бизнес-модель, оценивать рынок проекта, презентовать проект экспертам, развивать Soft Skills.

Подготовка студентов, обучающихся на образовательных программах проектного обучения (как бакалавриата, так и магистратуры), нацелена на обеспечение их теоретического и практического погружения в предпринимательскую и инновационную деятельность. С позиции образовательного модуля обучение направлено на формирование у студентов предпринимательских компетенций в рамках таких дисциплин, как «Предпринимательское мышление», «Предпринимательские компетенции», «Бизнес-планирование», «Технологическое предпринимательство».

Разнообразие используемых образовательных технологий также зависит от целевой аудитории. Наиболее широкий спектр обучающих мероприятий в процессе учебной и внеучебной деятельности предлагается участникам трансформационного проекта «Инженерный StartUp». В их числе: лекции, мастер-классы (в том числе по генерации идей), экспертные сессии, нетворкинг, игра «DEMO СИП», бизнес-weekend, ideathon, hackathon, makerthon и др.

При ответе на вопрос «кто обучает?» следует перечислить штатных преподавателей ТИУ, как правило имеющих опыт предпринимательской деятельности; членов команды студенческой инновационной платформы, прошедших обучение по программе «Технологическое предпринимательство», организованное АО «Российская венчурная компания»; экспертов из числа индустриальных партнеров университета, успешных предпринимателей.

Результат обучения студентов предпринимательству может выступать в виде:

1) бизнес-идеи – разработки концепции будущего бизнеса;

2) бизнес-проекта – структурированного описания будущего бизнеса и плана действий по его реализации;

3) стартапа – создания временной структуры (бизнес-проекта и команды), осуществляющей деятельность в области поиска и реализации масштабируемой бизнес-модели.

Названные итоговые результаты представляются на конкурс проектов и идей.

rudnev3.wmf

Рис. 3. Критерии оценки бизнес-идей, бизнес-проектов и стартапов в ТИУ

Отбор представленных на конкурс бизнес-идей и проектов осуществляется на основе определенных критериев (рис. 3). Для этого по каждому типу представленных на конкурс работ создается отдельная экспертная комиссия, состав которой формируется из успешных опытных предпринимателей, профильных специалистов соответствующей области деятельности и представителей университета.

Победители конкурса в каждой из номинаций получают денежное вознаграждение, которое может быть направлено на дальнейшее развитие бизнес-идеи, бизнес-проекта или стартапа.

В ходе реализации трансформационного проекта «Инженерный StartUp» в 2019 г. разработано 45 проектов, обладающих потенциалом коммерциализации, их них 6 проектов получили финансовую поддержку. При этом данным проектом охвачено всего лишь около 8 % обучающихся, что свидетельствует о необходимости дальнейшей популяризации технологического предпринимательства в студенческой среде.

Заключение

Создание в регионах Российской Федерации эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса требует, в первую очередь, формированиия соответствующей инфраструктуры, элементами которой являются профильные департаменты органов государственной власти и различные организации, оказывающие образовательные, консультационные и информационные услуги в сфере предпринимательства. Инфраструктурные элементы, реализующие образовательные программы, должны определять целевые аудитории, содержание обучающих программ, образовательные технологии, состав преподавателей в строгом соответствии с потребностями рынка труда.


Библиографическая ссылка

Руднева Л.Н. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-3. – С. 405-417;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1102 (дата обращения: 29.03.2024).