Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОСЭР МОНОГОРОДА «МИХАЙЛОВКА» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Забазнова Т.А. 1 Пацюк Е.В. 1 Щукина Н.В. 1 Карпушова С.Е. 1 Суркова О.А. 1
1 место работы
В статье рассматриваются вопросы монопрофильных населенных пунктов на примере Волгоградской области, основные проблемы моногородов региона, обозначена монопрофильность рассматриваемых территорий, представлены основные показатели моногорода Михайловка, его функционирование при наличии статуса территории опережающего социально-экономического развития в условиях цифровой экономики, обосновано сохранение производственной специализации. В процессе исследования предложено внедрение цифровых технологий в основные сферы экономики городского округа, внедрение высокотехнологичных производств при производстве стройматериалов, а также формирование территориального строительного кластера с учетом существующих предприятий стройиндустрии, установка автоматизированных линий с применением манипуляторов и робототехники, кроме того, предлагается создание новых производств по выпуску «смарт»-устройств, которые будут использоваться при строительстве «смарт»-зданий. Данные предложения будут способствовать диверсификации экономики моногорода, улучшению и созданию наиболее комфортных и безопасных условий для жизни граждан муниципалитета.
моногорода
территория опережающего развития
тосэр
социально-экономическое развитие
цифровая экономика
цифровое строительство
«смарт»-строительство
1. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 « О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473 ФЗ (в ред. От 27.12.2018 № 528-ФЗ) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 18.03.2019) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. The Algorithm of Creation of Territories of Rapid Socio-Economic Development in the Digital Economy / Т.А. Забазнова, Е.В. Пацюк, Н. Вик. Щукина, С.Е. Карпушова, О.А. Суркова // Lecture Notes in Networks and Systems, 91: Institute of Scientific Communications Conference ISC 2019: The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects, 2020. – Р. 68-76.
6. Забазнова Т.А., Карпушова С.Е., Пацюк Е.В., Суркова О.А., Ерохина Е.А., Секачева Т..В., Щукина Н.В. Исследование инвестиционной привлекательности региона (на примере Волгоградской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 4. С. 47-51.
7. Пацюк Е.В., Щукина Н.В. Особенности социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований на примере производства строительных материалов // Инновационное развитие строительного комплекса региона: задачи, состояние, перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции Себряковского филиала ФГБОУ ВО «ВолгГТУ» и Горного института Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. – С. 450-454.
8. Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Щукина Н.В /О создании территории опережающего социально-экономического развития «Михайловка» // Региональная экономика, инвестиции, инновации, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации: материалы II  Всероссийской научно-практической конференции Себряковского филиала ФГБОУ ВО «ВолгГТУ». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2019. – С.87-92.
9. Паспорт приоритетного проекта «Комплексное развитие моногородов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/25595.
10. Правительство РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs.
11. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.
12. Комитет экономической политики и развития Волгоградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economics.volgograd.ru.
13. Администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mihadm.com.
14. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Фролово. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frolovoadmin.ru.
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://volgastat.gks.ru.

На сегодняшний день по-прежнему проблематика развития моногородов остается одним из самых обсуждаемых вопросов. Монопрофильные населенные пункты в силу своего месторасположения и специализации являются неотделимой частью национальной экономики страны, а также отдельно взятого региона. Ситуация во многих моногородах остается довольно напряженной: в первую очередь это создание новых рабочих мест, зависимость местных бюджетов от работы градообразующих предприятий, диверсификация экономики моногородов.

Анализируя опыт развития зарубежных монопрофильных городов, можно сделать вывод о том, что необходимы государственные, региональные и муниципальные меры поддержки.

В России в числе приоритетных направлений федеральной финансовой поддержки могут воспользоваться региональные центры, в то время как в малых городах прослеживается недостаточность финансирования, что сказывается на их развитии. В то время, как большинство из них обладают существенным потенциалом социально-экономического развития и занимают немалую долю в экономике региона. В условиях развития цифровой экономики это становится наиболее актуальным и востребованным, особенно это значимо для моногородов.

Для большинства моногородов к основным проблемам можно отнести следующие: ежегодное снижение численности населения, нехватка рабочих мест, некорректная статистическая информация, потребность в модернизации инженерной инфраструктуры, незначительная инвестиционная привлекательность

Одним из перспективных направлений поддержки со стороны Правительства Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных населенных пунктах. Возможность получения данной меры поддержки стала возможна после внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», которые дают возможность получения статуса ТОСЭР не только моногородам в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, но и монопрофильным муниципальным образованиям РФ со стабильной социально-экономической ситуацией. Прежде такая возможность существовала только для моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением [2].

ТОСЭР в моногородах способствует росту инвестиционной привлекательности этих территорий за счет предоставляемых существенных налоговых преференций хозяйствующим субъектам, созданию новых рабочих мест и соответственно комфортных условий проживания для жителей этих территорий.

По данным официального сайта Министерства экономического развития РФ создано в моногородах создано 86 ТОСЭР, на их территориях зарегистрировано 370 резидентов, создано 14 тыс. рабочих мест, привлечено 24,2 млрд. рублей инвестиций [11].

Надо отметить, что данный инструмент востребован и зарекомендовал себя действенным механизмом развития территорий.

Цель исследования: исследование функционирования территории опережающего развития в условиях цифровой экономики на примере городского округа город Михайловка Волгоградской области.

Материалы и методы исследования

В рамках исследования использовались материалы официального сайта Президента РФ, Правительства РФ, администрации Волгоградской области, городского округа город Михайловка Волгоградской области и администрации городского округа город Фролово Волгоградской области, нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов монопрофильных населенных пунктов. С научной точки зрения, можно уверенно сказать о том, что выбранная тематика статьи достаточно проработана, однако в условиях цифровой экономики функционирование территорий опережающего социально-экономического развития остается недостаточно изученной. Исследования осуществлялись с применением системного комплексного и логического подходов и анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Волгоградская область является одним из субъектов России, в котором сформирована многоотраслевая структура хозяйства: различные виды промышленности, сельское хозяйство, запасы природных ресурсов (нефть, газ, минеральная вода).

На территории Волгоградской области с соответствии с распоряжением правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» расположены два монопрофильных муниципальных образования РФ, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения: городской округ город Михайловка и городской округ город Фролово [3].

Городской округ город Фролово является одним из промышленных центров Волгоградской области, в котором преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Численность городского округа город Фролово составляет около 38,0 тыс.человек. Особенностью монопрофильности г.Фролово является то, что во –первых, 28,0 процентов населения в трудоспособном возрасте осуществляет деятельность в нефтедобыче, на предприятиях расположенных за городской чертой; во –вторых, предприятие ЗАО «Волга-Фэст» обеспечивало более 80,0 % выпуска продукции в указанном выше виде деятельности [14].

Но в нашей статье мы остановимся более подробно на городском округе город Михайловка, другом из примеров моногородов.

Городской округ город Михайловка Волгоградской области, являющийся четвертым городом в регионе по численности населения (87,1 тыс. чел. по данным на 1 января 2019 г.) , то есть 3,5 % населения Волгоградской области, общая численность которого в указанный период составляет 2507,5 тыс. чел. [15].. Специализация городского округа город Михайловка исторически сформировалась на производстве строительных материалов (цемент, асбоцементные изделия, силикатный кирпич), что играет его важную роль в экономике Волгоградской области [13]. Более наглядно представлена схематически структура промышленности городского округа город Михайловка на рисунке.

Из представленного рисунка видно, что в структуре промышленной продукции преобладает одно направление, что как раз и является одной их характеристик монопрофильности, что в свою очередь обуславливает определенные риски как на уровне предприятия, так и на уровне городского округа, субъекта РФ и в целом страны. Каждый монопрофильный населенный пункт является заложником одного-двух градообразующих предприятий. На примере Михайловки это два предприятия, связанных технологической цепочкой производства.

zab1.tif

Структура промышленности Михайловки по объему производства собственными силами в 2018 году (источник: составлено авторами)

Это такие предприятия как АО «Себряковцемент» (производство цемента) и АО «СКАИ» (производство асбоцементных изделий). Они обеспечивают производство около 70 % общего объема выпуска продукции обрабатывающими производствами. Численность занятых на этих предприятиях составляет более 2,0 тыс. чел., или порядка 6,0 % от общей численности занятых в экономике городского округа. Данные предприятия являются в муниципалитете крупнейшими градообразующими и бюджетообразующими организациями.

На наш взгляд, улучшение социально-экономической ситуации исследуемого моногорода, возможно, учитывая специфику городского округа и при сохранении ее производственной специализации, посредством включения в диверсификацию экономики деятельность субъектов малого предпринимательства за счет увеличения их эффективности.

В условиях цифровой экономики имеющийся статус территории опережающего социально-экономического развития «Михайловка» увеличивает инвестиционную привлекательность за счет предоставления ряда налоговых и неналоговых преференций и открываются новые возможности для активизации социально-экономического развития территории. Для потенциальных резидентов-инвесторов доступны возможности: огромный выбор сферы деятельности, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет снижения издержек производства.

Как было отмечено ранее, Михайловка специализируется на производстве строительных материалов. Однако, данное производство является специализированным и сводится к выпуску цемента и хризотилцементных изделий [5].

На наш взгляд, в качестве «точки роста» исследуемой территории может выступать расширение перечня производства строительных материалов. Одним из способов может стать создание территориального кластера строительной отрасли, который объединит в себе комплекс производства стройматериалов.

Данное направление позволит сосредоточить следующие виды: производство стройматериалов с использованием цифровых технологий, производство «смарт»-устройств для строительства и производство высокотехнологичной строительной техники [5].

Надо отметить, что на решение задачи по модернизации строительной отрасли, стимулированию внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствованию механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья направлена и реализация национального проекта «Жилье и городская среда». Предполагается, что на строительном рынке будут внедрены новые цифровые технологии, при производстве строительных материалов будут применяться инновационные разработки [10].

Кроме того, в Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года развитие жилищного и инфраструктурного (в том числе, жилищно-коммунального, транспортно-логистического и промышленного) строительства, включено в приоритетный перечень задач по повышению уровня и качества жизни населения, а также создание пространства комфортного для проживания [4].

При условии создания территориального кластера в сфере строительства на основе существующих производств стройматериалов с использованием цифровых технологий, например, автоматизированные линии с применением манипуляторов и робототехники, существует возможность привлечения финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета в рамках реализации национального проекта.

Одновременно на базе кластера предполагается выпуск производства высокотехнологичной строительной техники и устройств, таких как, строительные роботы, манипуляторы, датчики, различные измерительные приборы и т.д.

Также рекомендуется наладить производство «смарт»-устройств для строительства «смарт»-зданий, что также будет востребовано в рамках реализации направлений по цифровому строительству и созданию «Умных городов».

«Смарт-здания» как коммерческого, так и жилого характера обеспечат высокую степень автоматизации их использования и инклюзивность, что в свою очередь сформирует основу для цифровой модернизации строительства в Волгоградской области и поможет диверсифицировать экономику моногорода Михайловка [5].

Заключение

По результатам проведенного исследования выявлено и обосновано, что в условиях цифровой экономики и функционирования территории опережающего социально-экономического развития «Михайловка» возможно сохранить производственную специализацию при условии расширения и внедрения новых видов выпускаемой продукции с использованием инновационных подходов и цифровых технологий. Создание территориального строительного кластера позволит заложить основу цифрового строительства (при использовании строительной робототехники) на территории Волгоградской области, а производство «смарт-устройств» и строительство «смарт»-зданий будет одним из направлений по повышению качества жизни населения.

Кроме того, реализация данного направления будет способствовать диверсификации предпринимательской сферы, повышению конкурентоспособности строительной отрасли, уходу от монопрофильности территории, а также созданию новых рабочих мест и как следствие росту доходов населения.


Библиографическая ссылка

Забазнова Т.А., Пацюк Е.В., Щукина Н.В., Карпушова С.Е., Суркова О.А. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОСЭР МОНОГОРОДА «МИХАЙЛОВКА» В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 3-1. – С. 52-57;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1015 (дата обращения: 29.03.2024).